Как рождаются смыслы
Безусловно, мы можем и не догадываться за всю историю мира, где в каждой отдельно взятой стране. Мы можем лишь предпологать
Археология

Архивное дело

Архитектура и зодчеств...

Галерея замечательных ...

Генеалогия

Геральдика

Декоративно–прикладное...

Журналистика

Изобразительное искусс...

История

История культуры

Выставки

Исследования

Новости

Книговедение и издател...

Коллекционер

Краеведение

Литература

Музейное дело

Музыкальная культура и...

Наши конкурсы

Образование

Периодические издания

Православная культура

Природные комплексы

Промыслы и ремёсла

Разное

Театр

Топонимика

Фольклор и этнография



История культуры

Последняя активность в разделе
 Художник моей мечты.

В выставочном зале молодой художник распаковывает принесенные им на выставку картины. В его движениях нет суеты. И тогда протягивается нить души моей к нему, бережно - терпеливо распаковывающему свое орнаментальное искусство. Вскоре я услышала рассказ о необычном художнике, которому признанные мастера кисти предрекали большие успехи.

 
 Россия и Франция: История любви на расстоянии.

Русско-французским связям лишь чуть-чуть меньше тысячи лет. В 1051 году дочь Ярослава Мудрого Анна уехала во Францию, чтобы стать супругой короля Генриха I. По стандартам того времени Анна была на редкость образованна, знала и греческий, и латынь, но все же ее самый знаменитый автограф — подпись на жалованной грамоте одному аббатству — выведен четкими славянскими буквами: "АНА РЪИНА". Так грамотейка-Рюриковна, надо думать, транскрибировала латинское "Anna Regina". Предание утверждало, что это на привезенном ею с собой из Киева Евангелии с тех пор приносили коронационную присягу все французские короли. Теперешняя наука полагает, что это "Реймсское Евангелие" (действительно славянское — частью написанное кириллицей, частью глаголицей) оказалось французской национальной святыней при гораздо более причудливых и поздних обстоятельствах, но предание, пожалуй, красивее.

 
 "Fra Angelico to Leonardo: Italian Renaissance Drawings"

Обычный посетитель любой знаменитой картинной галереи чаще всего видит живопись и только живопись. В этом музее может быть даже очень большая коллекция графики — гравюр, рисунков, акварелей,— но только эта коллекция, включай она даже крупнейшие имена и известнейшие произведения, никогда не бывает частью постоянной экспозиции. Драгоценные листы, спрятанные в папки, ревниво сберегаются в музейных хранилищах, подобно архивным документам: старинная бумага — более капризная вещь, чем расписные холст или дерево, от слишком долгого пребывания на свету она может пожелтеть, а нанесенные на нее тушь или акварель — выгореть. Так что обыкновенно только на временных выставках музеи и показывают графические сокровища, свои собственные или приехавшие на гастроли.

 
 Иван Грозный и XVI век

Российские «либералы» конца «нулевых» а ля Гонтмахер или Иноземцев, как метко отметил Алексей Черняев, направляют все наличные интеллектуальные силы на навязывание своего видения будущего. И в то же время целый «Институт динамического консерватизма» тратит уйму сил на обсуждение того, как относиться к деятельности Ивана Грозного и к опричнине-сверхактуальным для нас, надо полагать, событиям XVI века. При этом выбрана максимально неоднозначная тема, гарантирующая определенный раскол и консервативных, и православных кругов. И точка зрения «консервативных раскольников» была опять же совсем недавно изложена на языке художественного кинематографа в нашумевшей картине «Царь».

 
 Не дай мне Бог сойти с ума

Музей искусства аутсайдеров создан в 1996 году усилиями Владимира Абакумова. Человек уникальный. Предмет свой он знает не по-русски свободно, с несколько невероятной легкостью ориентируется что в швейцарских, французских, австрийских, немецких и американских коллекциях, что в концепциях психологов и искусствоведов, не переведенных с немецкого, английского и французского языков. Но хотя обнаружение специалиста мирового уровня в подвале пятиэтажки на Измайловском бульваре, где расположена коллекция, само по себе несколько ошарашивает, все же главное впечатление было не от этого. Главное было в той неприкрытой искренности, с которой он признавался, что феномен Artbrut (во французской традиции), или Outsider Art, объяснить невозможно никоим образом.

 
 Паломничество святынь: выставка русских икон в Лувре

Не так давно мне попался в руки дореволюционный школьный учебник по основам православного богослужения, в котором его автор (священник Н. Р. Антонов, как сообщает титульный лист) решил дать учащимся еще и что-то вроде краткого курса истории христианского искусства. В том, что касается русской иконописи, курс получился, надо сказать, прелюбопытным:

 
 В поиске подлинника отзыва Бориса Пастернака о Павле Васильеве

Елена Владимировна Пастернак – жена Евгения Борисовича Пастернака, сына и внука Бориса и Леонида Пастернаков, исследователь творчества Бориса Пастернака, - сказала, что в центральных архивах не найден подлинник опубликованного и написанного Борисом Пастернаком (как указано в публикации) по просьбе Елены Александровны Вяловой отзыва о Павле Васильеве, и попросила меня узнать у дочери Павла Васильева Натальи Павловны «об автографе и возможном полном тексте письма».

 
 Рукописная книжность Рязани XII-XVII вв. и наследие русского Юго-Востока

Губин Д.В., канд. ист. наук

Рукописная книжность Рязани XII-XVII вв. и наследие русского Юго-Востока: представление о проблеме, дальнейшее осознание вопросов

Новое обращение к рязанским книжно-рукописным традициям периода Средневековья прежде всего обусловлено необходимостью рассмотрения книжной культуры России в контексте исторического наследия Юго-Востока на уровне научной проблемы, проблемы на стыке искусствоведения, культурологи и истории, между прочим, еще и истории культуры и искусств.

 
 Когда пришли за мной…

Слова Мартина Нимёллера, протестантского теолога, пастора, одного из самых известных противников нацизма, президента Всемирного совета церквей, всегда будут актуальны. И в этом – величайшая трагедия человечества.

 
 Русские ученые и ингушский фольклор: eщё раз о подлинности "Слова о полку Игореве".

Из глубин веков идет мудрое и прекрасное устное народное творчество. В нем запечатлены думы и чаяния далеких предков, их мировоззрение, обычаи и нравы. И еще, фольклор - это учитель нравственности и этики, добра и справедливости. Весьма своеобразен могучий и певучий язык фольклорных произведений. В устном творчестве отразились разные исторические события и взаимные связи веками живших по соседству народов. Чем теснее и длительнее были их контакты, тем становились теснее и разностороннее их взаимные фольклорные связи. Тут достаточно сослаться на нартский эпос, который имеется у многих народов Северного Кавказа и гордо именуется Нартиадой.

 
 Интерпол открыл доступ к своей базе похищенных произведений искусства

Интерпол принял новые меры по борьбе с торговлей крадеными произведениями искусства — он облегчил доступ к своей базе украденных ценностей. Раньше информация об украденных работах была доступна на DVD-диске, который рассылался заинтересованным лицам по запросу. Теперь же около 34 тыс. работ, с описаниями и фотографиями, доступны в интернете — нужно лишь заполнить недлинную анкету на сайте Интерпола и получить индивидуальный пароль доступа.

 
 Завкафедрой теологии РГУ им. С.Есенина игумен Лука (Степанов): Борьба с кощунством - дело не только Церкви, но и государства.

О заявлении бывшего директора Сахаровского центра Юрия Самодурова, считающего, что в культуре есть "право на кощунство"…

 
 Шоколадный глюк

Великий русский ученый Юрий Валентинович Кнорозов расшифровал письмо древних майя. В истории изучения древних цивилизаций это одно из двух самых великих открытий — вместе с дешифровкой египетских иероглифов Жана Франсуа Шампольона. Другой известный русский ученый, Вячеслав Всеволодович Иванов, в 1970-е годы выдвинул теорию, что лингвистике можно обучить даже детей с пониженными умственными способностями, а для доказательства создал "кружок по расшифровке древних письменностей", куда в качестве наглядного примера такого ребенка позвал меня. А потом я еще учился на отделении структурной лингвистики, так что имя Кнорозова всю жизнь произношу с крайней степенью почтения. Если бы не некоторые странности нашей страны и самого Юрия Валентиновича, он был бы лауреатом Нобелевки и членом всех возможных академий: его открытие — это крупнейшее гуманитарное достижение ХХ века.

 
 Религиозность сельского населения

Вплоть до 20-х годов ХХ века быт российского крестьянина полностью определялся религией, а точнее, особой системой верований — народным православием. Оно соединяло в себе христианские традиции и языческие аграрно-магические ритуалы. Так, весь цикл сельскохозяйственных работ был определен «народным календарем», состоявшим из праздников и обрядов, связанных с силами природы и духами умерших предков. Этот календарь носил сакральный характер и подчинял все стороны жизни земледельца, а христианские даты и празднества были приурочены к нему.

 
 Правда о ногах

В музее "Русские валенки" его директор Эльвира Гараева встретила меня вопросом: "Вы подготовились? Владеете темой или как вы писать будете?" Я признался, что темой валенка в детстве владел, но с тех пор не повторял. Я хотел объясниться, что не знал, что надо готовиться. Я сколько музеев уж обошел, и водки музей, и лондонскую Национальную галерею, и еще ни разу не было, что без подготовки нельзя. Но не решился я это сказать. Анна Ахматова не смогла бы с таким презрением посмотреть на советскую власть, с каким Эльвира Фаридовна на меня, когда узнала, что по валенкам я слаб.

 
Nuralis.RU © 2006 История народа | Главная | Словари