Как рождаются смыслы
Безусловно, мы можем и не догадываться за всю историю мира, где в каждой отдельно взятой стране. Мы можем лишь предпологать
Археология

Архивное дело

Архитектура и зодчеств...

Галерея замечательных ...

Генеалогия

Геральдика

Декоративно–прикладное...

Журналистика

Изобразительное искусс...

История

История культуры

Выставки

Исследования

Новости

Книговедение и издател...

Коллекционер

Краеведение

Литература

Музейное дело

Музыкальная культура и...

Наши конкурсы

Образование

Периодические издания

Православная культура

Природные комплексы

Промыслы и ремёсла

Разное

Театр

Топонимика

Фольклор и этнография



История культуры

Последняя активность в разделе
 "Византия: 330-1453" в Королевской академии художеств, Лондон, Великобритания.
"На небе или на земле? ("The Guardian", Великобритания)

Изучение Византии остается уделом археологов, эстетов и энтузиастов

Чтобы по достоинству оценить средневековую Византию, нужно перенестись в мир, где любили театральность и пышность, где переплелись классические, христианские и азиатские традиции. Джонатан Сампшен (Jonathan Sumption) насладился его сокровищами.

 
 В Берлине обнаружен новый список Новгородской первой летописи

В отделе рукописей Государственной библиотеки в Берлине (Прусский культурный центр) историки Санкт-Петербургского университета обнаружили новый список Новгородской Первой летописи, неизвестный современным исследователям.

 
 Столетний юбилей

19 октября исполнилось 100 лет со дня рождения Георгия Карловича Вагнера – доктора искусствоведения, Почётного гражданина Рязани, его имя носят Рязанское художественное училище и Спасский историко-археологический музей.

 
 Искусство первой буквы

Книжный термин «инициал» происходит от латинского слова «initialis», что в переводе означает «начальный». Так называют заглавную букву увеличенного размера, с которой начинается текст книги, главы или отдельный абзац. В русской традиции инициал чаще всего именуют буквицей. Буквица может быть шрифтовой или декорированной, одноцветной или красочной, но, как бы она ни была исполнена, первое и главное её назначение — привлечь внимание читателя к началу текста. Графически буквица напоминает птичье гнездо в кроне дерева весенней порой — даже издалека глаз легко различает его в сплетении ветвей. И как гнездо украшает и оживляет дерево, так и инициальная буква украшает и оживляет собой начальную страницу. Это второе и, пожалуй, не менее важное свойство инициала: выполненный со вкусом и тактом, он радует глаз.

1.jpg книга в средние века служила своего рода храмом — она и переписывалась, и расцвечивалась столь же добросовестно, как строился и украшался храм.
 
 О, бедный русский язык

Эта трагедия русской словесности произошла в 1918 году: в советской России была введена новая орфография, которой мы пользуемся до сих пор.

Большевики не были оригинальны, они «претворяли в жизнь» старую либеральную идею (переделывать орфографию начали ещё при Петре I), преследуя при этом политические цели: книги журналы, газеты, изданные до октябрьского переворота, люди, обученные новой орфографии практически не могли читать.

 
 Иван Ильин: Мрачная будущность нашей свободы

Свобода – это манящее своим терпким вкусом каждого современного человека слово. Он желает быть свободным, жить по своему усмотрению. Сегодня на каждом углу можно услышать призывы к свободе. Нам со всех сторон твердят о том, что вся наша история и всё наше наследие всего лишь красивая легенда, которая на сегодняшний момент нам нужна лишь для того, чтобы восхищаться ею как музейно-архивными материалами, порою даже и красивыми, но отнюдь не поучительными, если даже и бесценными.

 
 "Самураи. Сокровища воинской знати Японии". Выставка в Кремле

В ближайшие два месяца Боровицкий холм будут штурмовать жаждущие приобщиться к культуре Японии, модой на которую охвачен весь мир (по слухам, имущие россияне уже приобретают там за миллионы самурайские клинки). В музеях Кремля решили всерьез разобраться, кто же такие эти самураи, впервые пришедшие в российский арт-контекст с киноэкрана благодаря Акире Куросаве. На выставке мы видим их не только как воинов, чтящих кодекс чести бусидо, но и как актеров и драматургов театра, как интеллектуалов, писавших стихи, обученных каллиграфии, музыке и танцу.

 
 Во Франции умерла русская художница-абстракционистка, участница "Лианозовской группы", Лидия Алексеевна Мастеркова

Лидия Алексеевна Мастеркова родилась в Москве в 1927 году. Живописи она начинала учиться у Михаила Перуцкого (объединение "НОЖ"), окончила Московское художественное училище памяти 1905 года. В 1950-х присоединилась к Лианозовской группе нонконформистов. Участвовала в авангардистских выставках 1967 года (клуб на шоссе Энтузиастов), в "бульдозерной" выставке в Беляево и в последовавшей за ней выставке в Измайлово (обе - 1974 год).

В 1975-м Мастеркова с сыном уехали во Францию. В России ее первая персональная выставка состоялась в 2006 году. До этого ряд ее важных картин выставлялся в галерее "Кино" в 2004 году.

Биография Лидии Мастерковой

Статья: Лианозовская раскольница

 
 "Черты давно поблекших лиц...". Герои портретов В. А.Тропинина

В 1905 году на историко-художественной выставке русских портретов в Таврическом дворце экспонировались пять полотен В. А. Тропинина, представлявших семейство Протасьевых. Кто они? И почему большой художник взялся выполнить их портреты?

В XV веке великий князь московский Василий Тёмный пожаловал служилым дворянам Протасьевым «в кормление» наделы в Мещере, и с той поры имена представителей старинного рода служилых русских дворян неразрывно связаны с историей России. К их вотчинам принадлежало и село Угол (впоследствии названное Протасьев Угол), — им Протасьевы владели двести с лишним лет, с середины ХVII века до революции 1917 года. В конце ХVIII века одним из совладельцев Угла был Фёдор Михайлович Протасьев (отец Михаила Фёдоровича — того, кто на портрете вверху), надворный советник в отставке, женатый на небогатой местной дворянке Анне Васильевне — она принесла ему в приданое 26 крепостных душ в рязанском селе Строевском. Фёдор Михайлович старательно увеличивал своё состояние, прикупая земли и живую собственность. К 1811 году за ним с супругой числилось в Угле и Строевском 480 душ мужского пола (не считая их семейств).

в 1840-е годы михаил фёдорович и елизавета петровна протасьевы познакомились в москве с художником тропининым. и он написал парные портреты супругов. в конце xviii века владелец села протасьев угол занялся обновлением спасской церкви, простоявшей почти век. сегодня она запустела и разрушается. рядом с фотографией показана реконструкция собора, выполненная к. к. лопяло: так храм выглядел в 1799 году.
 
 ПОЖАЛОСТИН Иван Петрович (1837, с. Еголдаево, Рязанская губ. - 1909, Россия)

И. П. Пожалостин вошел в историю русского искусства как один из последних значительных мастеров классической резцовой гравюры. Художник прожил тяжелую, полную лишений жизнь.

Пожалостин происходил из семьи государственных крестьян. Он рано остался без родителей, и родственники, не имея возможности прокормить мальчика, сначала посылали его просить милостыню, а затем отдали в поводыри к слепому. Когда Пожалостину исполнилось тринадцать лет, ему улыбнулась удача: из множества детей-сирот, собранных со всего уезда, только он да еще один подросток были приняты в Рязанское сиротское училище.

 
 МАЛЯВИН Филипп Андреевич

Ф. А. Малявин родился в многодетной крестьянской семье. В шестнадцать лет юноша отправился в афонский православный монастырь Святого Пантелеймона и почти шесть лет был послушником, трудился в монастырской иконописной мастерской. В 1891 г. работы художника-самоучки увидел скульптор В. А. Беклемишев, побывавший на Афоне. Он пригласил Малявина в Петербург, поселил у себя. В 1892 г. бывший монастырский иконописец поступил вольнослушателем на живописное отделение АХ. После реформы АХ в 1894 г., когда там открылась мастерская И. Е. Репина, Малявин стал его учеником. Уже ранние работы Малявина - портреты крестьян ("Крестьянская девушка с чулком", 1895 "Старуха", 1898) и соучеников художника по репинской мастерской (И. Э. Грабаря, К А Сомова, А П. Остроумовой) - принесли ему известность. Полотна молодого академиста приобретал для своей галереи П. М. Третьяков, о них писали газеты. Очень скоро художник начал выполнять и эффектные заказные портреты.

 
 Питер Пауль Рубенс

Питер Пауль Рубенс — олицетворенное противоречие жалобному романтическому стереотипу, согласно которому на долю великого художника обязательно должны выпадать всякие невзгоды, терзания и хотя бы толика непризнанности.

 
 Архипов Абрам Ефимович

А. Е. Архипов родился на Рязанщине, в крестьянской семье, и не случайно жизнь русского крестьянства стала главной темой его творчества. С детства Архипов рисовал "везде, всегда, всюду, где только можно", как сам вспоминал впоследствии. Мальчик учился у приезжих иконописцев. Один из них, оказавшийся вольнослушателем МУЖВЗ, помог Архипову подготовиться и поступить в это училище.

Годы занятий в МУЖВЗ (1877-83 и 1886-88) совпали с периодом средоточия здесь уникальных педагогических сил. Художники, у которых учился Архипов, - В. Г. Перов, И. М. Прянишников, А К. Саврасов, В. Е. Маковский, В. Д. Поленов - являлись наиболее крупными живописцами эпохи. Особенно значительную роль в становлении Архипова как художника сыграли Перов, еще ранее обратившийся к крестьянской теме, и Поленов, один из первых русских пленэристов.

 
 Культурный смысл пространства
"Были дали голубы,
Было вымысла в избытке"

Булат Окуджава

"Нет ничего в пространстве, чего не было бы в культуре"

Владимир Каганский

После выхода в свет специального номера журнала "Отечественные записки" (2002, № 6), посвященного проблеме "Пространство России", заданный его авторами уровень обсуждения накладывает особые обязательства. Нет сомнения - это блестящее собрание специалистов самого разного профиля (в основном географы, философы и социологи) рассмотрело столь необъятную и сложную проблему по-настоящему научно, хотя многим отечественным философам и публицистам, включая некоторых авторов "ОЗ" трудно избавиться от онтологизированной схоластики - родимого пятна российского обществознания.

 
 Культура как предмет исторического исследования

Понятие о культуре возникло еще в античности. Оно обозначало состояние (качество) общества и личности противоположное варварскому. Само слово "культура" переводится с латыни как "возделывание, обработка" и первоначально служило для характеристики земледелия т. е. уровня развития производства. Постепенно его значение расширялось. В средние века понятие "культура" концептуализировалось и стало служить для качественной оценки личностных и общественных творческих сил. Путь от варварства к культуре, отожествляемой с христианским вероисповеданием, разворачивается во времени и дает картину эволюции общества от сотворения мира, от язычества - к полной христианизации человечества.

 
Nuralis.RU © 2006 История народа | Главная | Словари