Как рождаются смыслы
Безусловно, мы можем и не догадываться за всю историю мира, где в каждой отдельно взятой стране. Мы можем лишь предпологать
Археология

Архивное дело

Архитектура и зодчеств...

Галерея замечательных ...

Генеалогия

Геральдика

Декоративно–прикладное...

История рязанского дек...

Новости

Публикации

Журналистика

Изобразительное искусс...

История

История культуры

Книговедение и издател...

Коллекционер

Краеведение

Литература

Музейное дело

Музыкальная культура и...

Наши конкурсы

Образование

Периодические издания

Православная культура

Природные комплексы

Промыслы и ремёсла

Разное

Театр

Топонимика

Фольклор и этнография



Декоративно–прикладное искусство

Последняя активность в разделе
 Материалы в декоративно-прикладном искусстве

Содержание:

  1. Уральский камнерез
  2. Хохломские изделия
  3. Палех, Мстера и Холуй
  4. Архангельское ткачество
  5. Вышивка
  6. Домовая (корабельная) резьба
  7. Приёмы художественной обработки металлов
  8. Красносельский ювелирный промысел
  9. Русские художественные лаки
  10. Чукотский костерезный промысел
  11. Гжельская керамика
  12. Художественная обработка камня
  13. Литература

Уральский камнерез

Своеобразное местное сырье и сложившийся за годы работы ассортимент заметно отличают изделия промыслов каждого региона. Различны и традиции искусства отдельных промыслов. Почти все центры камнеобработки относительно молоды исторически. Некоторые из них сложились творчески и организационно только в советское время. Но сравнительно с искусством обработки камня твердых пород в этих промыслах больше видна индивидуальность, самобытность традиций и ее связь с местной народной культурой.

Комбинат "Уральский камнерез" - предприятие Пермской области, организовано в 1960-е годы на основе возрождения традиций уральских мастеров, исторически связанных с добычей и обработкой камня. Современное производство сложилось после целого ряда преобразований, которые происходили с кустарными артелями на протяжении предыдущих десятилетий. Пройдя через этапы поисков своего ассортимента, мастера комбината нашли свой путь в анималистической скульптуре. Утилитарно-декоративные изделия, бывшие в прошлом основой производства, и сейчас не уходят из поля зрения мастеров, но малая пластика стала их подлинным призванием.

 
 Девичий костюм. Начало XX в. Рязанская губерния, Скопинскии уезд

Девушка на выданье из Скопинского уезда носила особый наряд, в цветовой гамме которого основную роль играл белый цвет домотканого шерстяного и льняного полотна. Такой костюм обычно дополняли шейные и нагрудные украшения из бисера «чопки» и «разметки», а также девичья повязка золотного шитья с пушками около ушей.

Костюм из Сергиево-Посадского музея состоит из рубахи, верхней наплечной одежды-шушки и пояса.

 
 Кружево

Кружевом называется сетчатая сквозная ткань, состоящая из сплетения нитяных узоров, в виде различных орнаментов и фигур, цветов, листьев, изображений зверей и птиц и даже целых бытовых сцен, характеризующих современную им эпоху. Кружева обыкновенно окаймлены более или менее выдающимися зубчиками, отчего на Западе они получили названия: "dentelle", "Spitze". Русское слово Кружево (стар. круживо), вероятно, происходит от слова "круг" — окружать, и служило в старину для украшения богатой царской или великокняжеской одежды. На плетенье и шитье Кружев употребляют нитки серебряные и золотые, шелковые, в настоящее время большей частью только одноцветные черные или белые, льняные, бумажные и шерстяные (Mohair). Кружева разделяются на две главные категории: шитые иглой (point а l'aiguille) и плетеные на коклюшках (dentelle aux fuseaux).

 
 Не только в скромненькой светелке

"При слове "рукоделие" в первую очередь представляется именно "скромненькая светелка" небогатого дома или крестьянская изба. Однако рукоделие процветало и во дворцах:

При слове "рукоделие" в первую очередь представляется именно "скромненькая светелка" небогатого дома или крестьянская изба. Однако рукоделие процветало и во дворцах, и в аристократических усадьбах, причем его шедевры создавались отнюдь не только руками крепостных мастериц, но и руками аристократок. Именно "аристократическое" рукоделие зачастую определяло лицо рукоделия народного, являлось образцом для бесчисленных подражаний на всех ступенях социальной лестницы. На этом моменте исследователи почему-то не акцентируют свое внимание.

Известны имена многих знатных женщин и даже цариц, занимавшихся рукоделием. Например, третья жена Великого князя Симеона Гордого Мария Семеновна, которая вышила церковный воздух (1389 год), жена князя Димитрия Шемяки Софья (плащаница для церкви Юрьевского Новгородского монастыря - 1449 год), Великая княгиня Софья Фоминична (пелена для Троице-Сергиевой лавры и хоругвь для Тульского Успенского монастыря - 1490 год), рязанская княгиня Анна (воздух для Рязанского Успенского собора - 1483 год), жена Василия III Соломония (пелена с просьбой о даровании наследника, шитая цветными шелками и золотом, украшенная драгоценными камнями и крупным жемчугом, - 1525 год); Аграфена, жена Василия Челядинина (плащаница - 1531 год), жена Димитрия Пожарского (плащаница для Суздальского Спасо-Евфимиева монастыря - 1644 год); княгиня Сицкая (плащаница для Московского Новоспасского монастыря - 1649 год)...

 
 Рукодельницы

Женское рукоделье имеет давнюю историю и традиции

"Не учи безделью, а учи рукоделью".
В.И.Даль

О женском рукоделии говорится уже в Домострое (XVI век): "Добры жены рукодельны... в прядиве и пяличном деле". В светлицах и в курных крестьянских избах пряли пряжу, ткали полотна, шили одежду, вышивали. Значительно позже в Россию пришло вязание.
Иноземцы уже тогда отмечали умение русских женщин прекрасно вышивать шелком и золотом.

При русской царице вышивальщицами состояли жены и дочери служилых людей во главе с боярынями. У бояр и торговых людей этим занимались крестьянские жены и дочери.

 
 Сермяжная правда

Публикуемые ниже воспоминания написаны майором в отставке Сергеем Тихоновичем Редичевым, чье детство и отрочество пришлись на тридцатые - сороковые годы. Постоянные читатели журнала, возможно, заметили его первую публикацию - "Истории с лаптями. Из воспоминаний старого плетухана" в № 6 "Науки и жизни" за этот год, где очень точно передан жизненный уклад крестьянской семьи, рассказывается о тяготах и лишениях, которые пришлось испытать людям, пережившим войну. "Сермяжная правда" - тоже зарисовки с натуры. Автор повествует о том, что знает, видел, пережил, что впитал в себя, будучи любознательным, во все вникающим мальчишкой. Мы надеемся, что этот небольшой очерк об эпохе, для кого близкой, а для кого и далекой, будет интересен людям любого возраста.

 
 Рязанское кружево

В Рязанской губернии различаются рязанское, скопинское и михайловское кружево. К ним надо добавить изделия жительниц города Зарайска. В самой Рязани и пяти ее пригородных слободах (Ямской-Касимовке, Ямской, Рыбной, Троицкой и Борках) плели тонкое, многопарное. Именно здесь в начале XIX века возник кружевной промысел, существующий и поныне.

Старинных работ конца XVIII — начала XIX века сохранилось очень мало. Они сделаны из тонкого сурового льна с обводкой контуров фигур шелком разных цветов и довольно широки: по 10-15 см. Судя по названиям городского рязанского кружева — «травчатое», «ветка травчатая», «ветка с виноградом», — основные орнаментальные мотивы были первоначально растительными. Эти названия сохранились и впоследствии, но сами узоры настолько геометризировались, что в изделиях конца XIX столетия можно только догадываться об их растительной основе.

 
 Бездомные художники

Наверное, многие рязанские чиновники считают, что в нашем городе и вообще в России с подготовкой ремесленных кадров все в порядке? Хватает кузнецов, декораторов, художников-оформителей, верстальщиков? Они, скорее всего, тешат себя надеждой, что молодые ребята сразу рождаются с талантом, и им хватит всего нескольких лет в факультативной школе искусств, чтобы стать отлично подготовленными профессионалами, готовыми к напряженной работе. Похоже, именно этим можно объяснить ситуацию с Художественным колледжем декоративно-прикладного искусства, расположенным в доме 52 на улице Почтовая.

 
 Лен-долгунец в России

Еще в глубокой древности внимание человека привлекло тонкое стройное растение, сгибающееся при ветре до самой земли и снова выпрямляющееся. Это – лен. Его легко было вырвать из земли с корнем, но трудно разорвать. Что придавало крепость и удивительную упругость его тоненькому стеблю? Оказывается, у льна зеленый луб коры, как у липы, очень крепкий. Поперек стебель трудно разорвать, тогда как вдоль, легко разделить на тонкие нити. Лен – наиболее древнее после пшеницы культурное растение.

 
 Особенности русского народного костюма

Этапы создания одежды. Прялка

Все предметы, которые предназначались для изготовления одежды, украшались заклинательным орнаментом. Этапы создания одежды сопровождались магическими ритуалами. Они гарантировали изготовление вещи, которая могла служить оберегом от нечистой силы.

Еще в конце XIX — начале XX в. в русских деревнях совершались ритуалы по созданию «обыденной» вещи, то есть вещи, изготовленной за один день. Иногда во время стихийных бедствий крестьянки за одну ночь или за один день изготавливали ткань. До восхода солнца девушки со всего села собирались в одну избу, захватив столько льна, сколько можно взять за один раз. Они пряли, сохраняя глубокое ритуальное молчание. Когда холст был изготовлен, девушки, держа его над головой, обходили все село, а жители селения разводили костер из щепок, принесенных из каждого дома. Сначала люди проходили под холстом, пронося грудных детей и больных. Считалось, что таким образом они переходят в новый мир, оставляя в прошлом болезни и несчастья. Затем холст, исчерпавший свои магические функции, предавали огню.

 
 Русский народный костюм

Хранитель традиции

Уважение к минувшему — вот черта,
отличающая образованность от дикости.

А.С. Пушкин

Любовь к родному краю, знание его истории —
основа, на которой только и может осуществляться
рост духовной культуры всего общества.

Д.С. Лихачев

Большие пространства русской земли стали причиной того, что обряды, связанные с земледельческим календарем, укладом жизни самой большой группы населения России — кресть­янства, сложны и разнообразны. Столь же сложна и разнообразна традиционная русская одежда. Это целый пласт культуры народа, который надо знать, любить, уважать и сохранять.

Основу коллекций этнографических музеев, как правило, составляет костюм конца XVIII–XX вв. Ученые выделяют четыре комплекса одежды: рубаха с сарафаном и кокошником, рубаха с понёвой и сорокой, рубаха с юбкой-андараком и платье кубельком. Вариантов же костюмов очень много. Сарафанный ансамбль принадлежит к северному и среднерусскому региону, понёвный — южнорусскому. Конечно, деление это довольно условное. Любой комплекс трехчастен — это головной убор, собственно одежда и обувь.

 
 Русские вышивки и мифология

Из книги: Рыбаков Б. А. «Язычество древних славян» М., Наука, 1981г.

(...) Изучение русских вышивок начал великий в своей многогранности исследователь - В.В. Стасов. Он писал: «Здесь (в вышивке) в огромном количестве примеров можно видеть изображение древнего славянского богослужения (в особенности поклонения деревьям) и праздников русальных»4. Яркое открытие в области семантики вышивки было сделано В.А. Городцовым в 1921 г. на основе выставки русского крестьянского искусства в Историческом музее в Москве. В.А. Городцов увидел в вышивках и Великую Мать всего сущего, и солярный культ, и изображения «прибогов» - всадников, сопутствующих Великой Богине. Быть может, не со всеми выводами исследователя можно согласиться сейчас, но его стремление раскрыть миросозерцание древних язычников на основе вышивок XIX - XX вв. оказалось весьма плодотворным и нашло много последователей 5.(...)

иллюстрация к статье иллюстрация к статье
 
 История росписи пасхальных яиц

Пасхальное яйцо - известный русский сувенир. Пожалуй, только расписная матрешка более знаменита за пределами нашего Отечества.

В конце 80-х годов нынешнего столетия в нашу жизнь вернулись забытые обычаи и ритуалы, в том числе старинная русская традиция с троекратным поцелуем и подношением пасхального яйца. Большой интерес у публики вызвали выставки пасхальных яиц в России и за ее пределами. Так, в 1990 году в Италии была впервые показана коллекция русских фарфоровых пасхальных яиц из фондов Государственного Исторического музея. А вслед за ней сначала в городе Сан-Диего (США), а затем в Москве были организованы выставки яиц, сделанных фирмой Фаберже по заказу русской императорской семьи, хранящихся в коллекциях музеев Московского Кремля и Нью-Йоркской галереи журнала 'Форбс'. В 1992 году в рамках международного Сергиевского конгресса, посвященного Сергию Радонежскому, в Центральном доме художника прошла выставка пасхальных яиц.

 
 Истории с лаптями

ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ СТАРОГО ПЛЕТУХАНА

ИСТОРИЯ ПЕРВАЯ. НАУКА

Все, о чем пойдет речь в этой истории, происходило примерно в 1934 году, когда мне было шесть лет от роду. Вечером в избе, ближе к переднему углу, где стояли иконы и образа и светила висячая семилинейная керосиновая лампа* (здесь и далее см. "Словарик к статье" ), собрались взрослые. На лавке справа от стола сидел отец и цыновал лычки для лаптей. На следующей лавке мать месила в деже* тесто для хлеба. В сторонке, почти впотьмах, сидела бабушка, или, как у нас ее называли, "мать старая", и вслепую вязала* шерстяной чулок. В семье еще были две девочки, Настя и Маша, которые уже спали на печке. Все были заняты делом, и только я оставался свободным. Правда, иногда отец просил меня подать ему очередную каталку лыка и подержать ее в растянутом положении, чтобы ему удобнее было разрезать каталку на ленты и уж потом цыновать.

картина н. п. богданова-бельского "у дверей школы" (1897 год). вещи из коллекции автора: кошель, брусочник, лапти и колодки. в центре - кочедык, брусочек и нож-косячок.
 
Nuralis.RU © 2006 История народа | Главная | Словари