Как рождаются смыслы
Безусловно, мы можем и не догадываться за всю историю мира, где в каждой отдельно взятой стране. Мы можем лишь предпологать
Археология

Архивное дело

Архитектура и зодчеств...

Галерея замечательных ...

Генеалогия

Геральдика

Декоративно–прикладное...

Журналистика

Изобразительное искусс...

История

История культуры

Книговедение и издател...

Коллекционер

Краеведение

Литература

Музейное дело

Музыкальная культура и...

Наши конкурсы

Образование

Периодические издания

Православная культура

Природные комплексы

Промыслы и ремёсла

История рязанских наро...

Новости

Публикации

Разное

Театр

Топонимика

Фольклор и этнография



Промыслы и ремёсла

Последняя активность в разделе
 Образы Рязанских народных художественных промыслов вдохновляют русского коллекционера и художника Вадима Сташкевича.

С 18 июня по 31 июля в Москве в выставочных залах Фонда народных художественных промыслов Российской Федерации проходит уникальная выставка, посвященной русскому изразцу, его месту в современном мире. Впервые, в Москве так полно представлена коллекция, рассказывающая о таком важнейшем пласте русской культуры, как изразец, история которого уходит еще во времена домонгольской Руси. Затем выставка откроется в Рязани.

вадим сташкевич изразцы
 
 Эх, лапти да лапти мои, лапти липовые...

Вдали от шумной цивилизации, на необъятных просторах шиловских лесов затерялась деревушка Ореховка. Названием своим она обязана растущей здесь ореховой роще. Правда, сама деревня находится на грани вымирания...

В деревне Ореховка живёт удивительный человек — Василий Николаевич Исаев. Он владеет редким по нынешним временам ремеслом — умеет лапти плести. Причём овладел он им раньше, чем изучил алфавит. За год до школы показал ему родственник, Исаев Михаил Авдеевич, как надо плести эту, на первый взгляд незатейливую обувку. Это занятие передавалось в их роду по наследству. Издавна на Руси плели лапти всей семьёй, работы хватало и старому и малому.

василий николаевич исаев василий николаевич исаев
 
 Художественный колледж закрывают?

Рязанский художественный колледж декоративно-прикладного искусства оказался под угрозой закрытия. Городские власти не имеют права его финансировать, а областные власти не хотят брать на свой баланс без помещений.

 
 Последний гончар деревни

На первый взгляд, его работы кажутся простыми, даже детскими, но оторвать от них взгляд сложно: слишком уж завораживают эти наивные игрушки. Причудливые фигурки женщин, напоминающие профилем идолов с острова Пасхи, и козлы-свистульки, словно вышедшие из-под рук древнеславянского мастера, — во что только за свои 95 лет жизни не превращал комок глины последний сапожковский гончар Тимофей Кондрашов.

тимофей кондрашов сапожковская игрушка - глина, краска и душа
 
 В Иоанно-Богословском монастыре возродили гончарное дело

В Иоанно-Богословском монастыре наладили гончарное производство. Теперь здесь есть свой гончарный круг и печь для обжига. Это направление деятельности называют в монастыре – "братским рукоделием".

 
 Открылся цикл областных выставочных мероприятий "Мастера Рязанщины"

В областном центре народного творчества открылась персональная выставка живописи самобытного художника из села Дубровичи Рязанского р-на Надежды Гусевой. Эта первая "ласточка" в цикле областных выставочных мероприятий "Мастера Рязанщины", которые будут проходить в течение всего года. Возможность экспонироваться получат мастера живописи, фотохудожники и мастера декоративно-прикладного искусства Рязани и Рязанской области.

 
 Керамика: гжель и скопин

Нынешним летом жители Вологды имели уникальную возможность окунуться в сказочный мир традиционной русской керамики, посетив в Вологодской областной картинной галерее выставку «Современное народное искусство России». От предметов, выполненных народными мастерами Гжели и Скопина, исходит тепло и покой. Это то, чего так часто не достаёт в окружающем нас мире.

 
 Упаковка «по-старорусски»

В Рязанской губернии издавна и вплоть до первой половины XX века существовал промысел по изготовлению рогож и кулей, который обеспечивал нужды сельского хозяйства и промышленности в упаковочном материале.

приемка кульков скупщиком, с. мосолово (фото начала xx века, из фонда риамз)
 
 Ковка и кузнечное ремесло на территории Рязани

Археологические исследования культурного слоя исторической территории современной Рязани и письменные источники: летописи и писцовые книги, позволяют составить некоторое представление о деятельности ремесленников по металлу древнего Переяславля Рязанского.

 
 Рязанские ткачи

Некоторые из оседлых промыслов в Рязанской губернии были не только трудоёмкими, но и вредными для здоровья производителей. Всем известно, что кузнец, часами не выпуская молота из рук, вдобавок дышит жаром и дымом. А ткач? Вроде бы не пыльная работа. Однако случалось, что соткать домотканое полотно было не легче, чем выковать плужный лемех или тележную ось.

 
 Мост через время

Народные художественные промыслы – это и предмет национального престижа, и общепризнанный вклад нашей страны в мировое культурное наследие. Далеко за пределами нашей Родины известны хохломские, богородские и городецкие изделия из дерева, гжельский и кисловодский фарфор, оружие тульских и златоустовских мастеров, вологодское и елецкое кружево, псковская и скопинская керамика.

 
 Скопинская керамика

Скопинский гончарный художественный промысел - традиционный центр народного искусства на рязанской земле. Своим возникновением промысел обязан глине, залегающей в больших количествах в окрестностях города Скопина. Глиняная посуда в местах, где позднее появился город Скопин, делалась еще во времена Киевской Руси. В этой посуде сбивали масло, заквашивали тесто, хранили молоко, воду, квас.

скопинская керамика скопинская керамика
 
 Церковное и нецерковное в сегодняшнем облике православных храмов

Стили и направления современного иконописания в России

Пережив годы гонений при советской власти, а также века «пленения русского богословия» (протоиерей Георгий Флоровский) в синодальный период, Русская Православная Церковь ныне наконец-то вновь получила возможность говорить свободно, проповедуя не только словом, но и Образом. Во всех уголках нашей огромной страны ведется масштабная работа по восстановлению старых храмов и строительству новых, по заполнению их традиционным убранством, прежде всего - иконами и настенными росписями. Оживает иконопись. Верующим народом вновь востребована жизнь, строящаяся по церковному канону, и необходимость икон - как древних намоленных, так и новосозданных - несомненна. Эта черта православного мировоззрения - «жажда иконы» - оказалась чрезвычайно устойчивой. Вопреки внешним препятствиям и внутренним сложностям, постоянно растет число иконописцев, иконописных школ и мастерских. Они появляются теперь не только в каждой епархии, но и почти в каждом храме. За последние годы вышло в свет немало альбомов о современной иконописи, тиражи которых не залеживаются в магазинах.

 
 Лебедевская игрушка

В дом Лебедевых на окраине Касимова я постучался в полдевятого утра. Михаил уже собирался уходить - в городе дела, Ирина готовила завтрак. Но так уж устроен этот дом, что, несмотря на ранний час, замерзшего корреспондента усадили за стол, напоили сладким чаем из большой красивой кружки, и хозяин на время отложил дела в городе, а жена хлопоты по хозяйству. И сам собой сплелся разговор.

 
 Касимовская чеканка

Многие годы бытовало мнение, что чеканка - ремесло не российское. Выходит, касимовскому художнику Борису Николаевичу Александрову, взявшемуся за это дело, надо было учиться на Кавказе? Ничего подобного!

Издревле славилась Русь художественными изделиями из металла. Чеканкой украшались щиты воинов, медные бляшки на парадной сбруе коней. И монеты тоже чеканились. А знаменитые старорязанские котлы? Высочайшего мастерства достигали чеканщики, создавая оклады икон и древних рукописных книг. Мы уж не говорим об узорочье старинных колоколов. Немало выдумки и мастерства вкладывалось в изготовление даже обыкновенных поддужных колокольчиков и бубенцов!

 
Nuralis.RU © 2006 История народа | Главная | Словари