Как рождаются смыслы
Безусловно, мы можем и не догадываться за всю историю мира, где в каждой отдельно взятой стране. Мы можем лишь предпологать
Археология

Архивное дело

Архитектура и зодчеств...

Галерея замечательных ...

Генеалогия

Геральдика

Декоративно–прикладное...

Журналистика

Изобразительное искусс...

История

История культуры

Книговедение и издател...

Коллекционер

Краеведение

Литература

Музейное дело

Музыкальная культура и...

Наши конкурсы

Образование

Периодические издания

Православная культура

Природные комплексы

Промыслы и ремёсла

Разное

Театр

Топонимика

Фольклор и этнография

Новости

Публикации

Творческие коллективы



Фольклор и этнография

Последняя активность в разделе
 Народные праздники и обычаи.
Народные праздники и обычаи

Замечания старых людей по дням и неделям

Недели

Хороводы

Русские хороводы, украшая собою нашу семейную жизнь, представляются столько же древними, сколько древня наша жизнь. Жили ли предки наши дома, они занимались играми, плясками, хороводами; были ли они на побоище, они воспевали родину в своих былинах. С веселых пиров Владимира песни разносились по всей Руси и переходили из рода в род. Прежние наши гусляры, вдохновители русской народной поэзии, видны доселе еще в запевалах, хороводницах, свахах. Как гусляры в старину открывали песнями великокняжеские пиршества, так и наши запевалы и хороводницы составляют хороводы и пляски. Есть люди, указывающие нам на былое действие, но нет верного указания, когда начались наши хороводы. История хороводов заключается в преданиях; а все наши народные предания говорят о былом, как о настоящем времени, без указаний дней и годов; говорят, что делали наши отцы и деды, не упоминая ни места действия, ни самих лиц.

 
 Егорий Храбрый

Варианты из собрания В. И. Даля

А. Не в чуждом царстве, а в нашем государстве было, родимый, времечко — ох-ох-ох! В то время было у нас много царей, много князей, и Бог весть кого слушаться; ссорились они промеж себя, дрались и кровь христианскую даром проливали. А тут набежал злой татарин, заполонил всю землю мещерскую, выстроил себе город Касимов, и начал он брать вьюниц (молодых женщин — Оп. обл. великор. слов.) и красных девиц себе в прислугу, обращал их в свою веру поганую, и заставлял их есть пищу нечистую, маханину (лошадиное мясо — ibidem). Горе, да и только; слез-то, слез-то, что было пролито! Все православные по лесам разбежались, поделали там себе землянки и жили с волками; храмы Божьи все были разорены, негде было и Богу помолиться.

И вот жил да был в нашей мещерской стороне добрый мужичок Антип, жена его Марья была такая красавица, что ни пером написать, только в сказке сказать. Были Антип с Марьею люди благочестивые, часто молились Богу, и дал им Господь сына красоты невиданной. Назвали они сына Егорием; рос он не по дням, а по часам; разум-то у Егорья был не младенческой: бывало услышит какую молитву — и пропоет ее, да таким голосом, что ангелы на небесах радуются. Вот услыхал схимник Ермоген об уме-разуме младенца Егория, выпросил его у родителей учить слову Божьему. Поплакали, погоревали отец с матерью, помолились и отпустили Егорья в науку.

 
 Сказания о белых камнях

Потомок императоров Византийских

Месяц ли прошел, два ли месяца, как убили князя Андрея, восстание народное начало стихать. А почему оно стихло, про то умолчал летописец. Вернее всего, не было у народа вожака, бояре, да дружинники, да тиуны порознь расправились с народными мстителями — кого убили, кого в темнице сгноили.

Собрались во Владимире-граде бояре из старших городов — Ростова и Суздаля. Приехали послы из соседней Рязани. Направил их Рязанский князь Глеб — давно он зубы точил на многообильную Суздальскую землю.

 
 Галла-концерт Народных коллективов Рязанской области

В воскресенье, 25 мая, во Дворце молодежи состоялся гала-концерт «Пою тебе, мой край родной!». В нем приняли участие коллективы самодеятельного творчества, носящие звание «Народный коллектив Рязанской области».

Это звание присваивается любительским коллективам, достигшим высокого художественного уровня в своей творческой и исполнительской деятельности. На сегодняшний день в Рязанской области их насчитывается 189.

 
 Легенды и предания Земли Русской

Под таким названием мы завершаем в этом номере «Московского журнала» публикацию отрывков из книги М. Н. Макарова «Русские предания» (М., 1838-1840), начатую в N 4 и продолженную в N 7 за 2007 год. Здесь представлены старинные изустные народные рассказы Смоленской, Тамбовской, Тверской, Владимирской,Тульской и других губерний, а также Подмосковья.

 
 Народные сказания Рязанщины и Владимирщины

От редакции

В N 4 «Московского журнала» за 2007 год была напечатана подборка легенд и преданий старой Москвы, записанных, как отмечено в предисловии составителя, «пионером собирательства старинных изустных народных рассказов» Михаилом Николаевичем Макаровым (1789-1847), имя и труды которого до сих пор известны лишь узкому кругу специалистов. Выпущенные им в 1838-1840 годах три тома «Русских преданий» охватывали отнюдь не только московский, но и многие другие регионы Российской империи. Сегодня мы публикуем выдержки из разделов триптиха, посвященных Рязанской и Владимирской губерниям.

 
 За бабушкиным приданым

В летние месяцы по стране разъезжаются и расходятся странные, на взгляд непосвященного, люди. Они оставляют в стороне большие города, ненадолго задерживаются в райцентрах и идут по проселкам и тропам от деревни к деревне. Их можно встретить в воскресные дни на ярмарках и базарах, но они ничего не покупают, а только фотографируют и записывают. Их привлекают шумные деревенские свадьбы, но и там они скорее работают, чем веселятся.

 
 "В стихах и песнях славится древняя рязанская земля..."

19 марта 2008г. исполняется 87 лет со дня рождения Евгения Григорьевича Попова (1921), российского хорового дирижера и композитора.

Деятельность Е.Г.Попова связана в основном с Рязанским русским народным хором, художественным руководителем которого он стал еще в 1950 году. Композитор всю свою жизнь посвятил глубокому изучению и популяризации народного музыкального творчества родного края. Ему удалось собрать и записать 250 рязанских народных песен. Многие из них были специально обработаны для хора и вошли в его репертуар. Немало песен написал и сам композитор, среди них песня о "рязанце" Федоре Полетаеве (национальном герое Италии и Советского Союза). Лирической волной через всё творчество композитора "проходят" песни, воспевающие природу и красоту родного края. Любовью к поэту-соотечественнику С.Есенину проникнуты песни на его стихи: "Береза", "Заиграй, сыграй, тальяночка", "Нивы сжаты, рощи голы", "Спит ковыль". Популярность песни "Над окошком месяц" давно преодолела границы Рязанской земли (в коллекции Гостелерадиофонда 14 вариантов в исполнении хоровых коллективов и ансамблей).

 
 Обычай коллективной помощи в русской деревне

С давних пор у народа существовал мудрый обычай помощи друг другу в различных работах: при строительстве дома, жатве, покосе, обработке льна, прядении шерсти и т.д. Коллективную помощь устраивали в разных случаях. Обычно всем миром помогали вдовам, сиротам, погорельцам, больным и слабым: Ну какая-нибудь баба с мал мала меньше ребятами не успеет сжать, соберут ей помочь, и всем миром бабы дожнут (Ярославский областной словарь). Такая помощь проводилась по решению сельской общины. Община, как вы помните из истории, руководила всей жизнью деревни: хозяйственной, общественной и даже семейно-бытовой. Крестьянин, нуждающийся в помощи, обращался к сельскому сходу. Но чаще бывало так, что он сам приглашал («созывал») людей на помощь, обращаясь не ко всей общине, а к родственникам, соседям.

 
 Древние образы в народном искусстве

Древние символы в орнаменте

Изучение языка народного прикладного искусства начинается со знакомства с заклинательным орнаментом — древними образами-символами: солярными знаками, знаками воды и земли, растений.

Крестьянский дом весь был пронизан магическими символами, с помощью которых его обитатели защищались от окружающего их зла и стремились обеспечить себе безопасную жизнь. Защитные символы помещали в самых уязвимых местах двора и избы, ими украшали все проемы и отверстия, через которые могли проникнуть злые духи. Самую высокую точку крыши (щипец) украшало изображение коня, символизирующего солнце в зените (5). На кромке кровли красовались причелины (от слова «чело» — лоб) с волнистым узором, символизирующим небесную воду, то есть «хляби небесные»(6-8). Волнистые линии, расположенные в два или три ряда, подчеркивали глубину хлябей. Иногда линии дополнялись точками, символизирующими дождевые капли. Сами причелины (как и щель между ними) завершались солярным знаком.

 
 Широкая масленица

Масленица - древний славянский праздник, доставшийся нам в наследство от языческой культуры. Это - веселые проводы зимы, озаренные радостным ожиданием близкого тепла, весеннего обновления природы. Даже блины, непременный атрибут масленицы, имели ритуальное значение: круглые, румяные, горячие, они являли собой символ солнца, которое все ярче разгоралось, удлиняя дни. Возможно, блины были и частью поминального обряда, так как масленице предшествовал "родительский день", когда славяне поклонялись душам усопших предков. Проходили века, менялась жизнь, с принятием на Руси христианства появились новые, церковные праздники, но широкая масленица продолжала жить. Ее встречали и провожали с той же неудержимой удалью, что и в языческие времена.

ряженые в коломенском. фото 1996 года. излюбленная забава на масленицу - катание на качелях - живет и в наши дни.
 
 Игра "В войну" в народной традиции (по материалам России)

В числе народных игр у русских и у других восточных славян широкое распространение имела (да и сейчас еще бытует) игра "в войну". В предисловии к академическому сборнику описаний народных игр, зафиксированных на территории СССР, вышедшему в 1931 г., отмечается, что "у нас в России спортивные состязания выливались в форме игр в войну". По мнению В.Н. Всеволодского-Гернгросса, среди всех "общественных игр" вообще игры "в войну" занимают "первое место" у многих народов .

Различные варианты игры "в войну" (имеются и другие ее названия: "солдаты", "сабельки", "казаки-разбойники" и др.) повсеместно известны и на территории России.

 
 Почему князь Петр женился на Февронии

В древние времена жил в Муроме князь со своей княгиней. Но вот стал прилетать к княгине змей-оборотень. И тогда советует князь своей супруге узнать у змея, от чего ему может приключиться смерть. Выведала у оборотня княгиня, что умереть тому суждено «от Петрова плеча, от Агрикова меча».

Младший брат князя Петр находит этот меч и убивает змея. Но попала кровь змея на лицо и руки его, и весь он покрылся язвами и струпьями. Прослышав, что рязанская земля славится лекарями, велит везти себя туда. В селе Ласкове заходит слуга князя в один из домов и видит: сидит в горнице девица за ткацким станком, а перед ней прыгает заяц. Узнав, зачем пришел слуга, девица обещает вылечить князя, если тот возьмет ее в жены. Петр вынужден был дать согласие. Феврония приготовляет снадобье и велит вымыть князя в бане и смазать ему все язвы, кроме одной. Князь исцеляется от болезни, но не выполняет своего обещания. И тогда снова покрывается язвами. Феврония опять лечит его, и Петр женится на ней. Однако бояре и их жены не могут примириться с тем, что дочь бедного «древолазца» стала княгиней. Они чинят ей всяческие козни и наконец изгоняют Февронию вместе с мужем из муромских пределов. Но затем между боярами возникают распри, и они вынуждены просить Петра и Февронию вернуться домой, где те и доживают в полном согласии до старости. А когда князь почувствовал приближение смерти, он посылает за Февронией. Та приходит, и они вместе умирают.

рукопись сказания миниатюра из рукописной книги xvii в.
 
 Русские вышивки и мифология

Из книги: Рыбаков Б. А. «Язычество древних славян» М., Наука, 1981г.

(...) Изучение русских вышивок начал великий в своей многогранности исследователь - В.В. Стасов. Он писал: «Здесь (в вышивке) в огромном количестве примеров можно видеть изображение древнего славянского богослужения (в особенности поклонения деревьям) и праздников русальных»4. Яркое открытие в области семантики вышивки было сделано В.А. Городцовым в 1921 г. на основе выставки русского крестьянского искусства в Историческом музее в Москве. В.А. Городцов увидел в вышивках и Великую Мать всего сущего, и солярный культ, и изображения «прибогов» - всадников, сопутствующих Великой Богине. Быть может, не со всеми выводами исследователя можно согласиться сейчас, но его стремление раскрыть миросозерцание древних язычников на основе вышивок XIX - XX вв. оказалось весьма плодотворным и нашло много последователей 5.(...)

иллюстрация к статье иллюстрация к статье
 
 Русский медвежий бой

Обычай устраивать противоборство человека с медведем был известен в средневековой Руси в составе “медвежьей потехи”, включавшей “три статьи” — медвежью травлю, медвежий бой и медвежью комедию.

русский медвежий бой
 
Nuralis.RU © 2006 История народа | Главная | Словари