Как рождаются смыслы
Безусловно, мы можем и не догадываться за всю историю мира, где в каждой отдельно взятой стране. Мы можем лишь предпологать
Археология

Архивное дело

Архитектура и зодчеств...

Галерея замечательных ...

Генеалогия

Геральдика

Декоративно–прикладное...

Журналистика

Изобразительное искусс...

История

История культуры

Книговедение и издател...

Коллекционер

Краеведение

Литература

Музейное дело

Музыкальная культура и...

Наши конкурсы

Образование

Периодические издания

Православная культура

Природные комплексы

Промыслы и ремёсла

Разное

Театр

Топонимика

Фольклор и этнография

Новости

Публикации

Творческие коллективы



Фольклор и этнография

Последняя активность в разделе
 MORITURI

Профессору Петру Андреевичу Чумаченко – моему другу, наставнику и великому ученому, чьи труды оценят, дай Бог, лет через сто…
 
 Жизнь в песне

Десять лет назад в телепрограмме «Русский Дом» впервые рассказали о празднике русской песни, посвящённой памяти замечательного композитора Александра Аверкина. Он при жизни не раз выступал в «Русском Доме», славил народную песню, своих соавторов. И журнал, конечно, об этом фестивале рассказал…

И вот мы снова в родной деревне композитора — Шафторке в Рязанской области, почти на границе с Мордовией. Рядом — оживлённая трасса, но даже эта живописная деревня — вымирает.

 
 Чтения новых рязанских надписей

Недавняя моя поездка в Россия (статья была написана в 1995 году) с лекциями по приглашению Владимира Васильевича Костылева была плодотворной в нескольких отношениях. В одном из них мне были вручены журналы и газеты, издаваемые РОО «Союз славян», в частности, газета «Ариец». Там было помещено несколько заметок. Заметка № 2 «Новые рязанские находки» привлекла мое внимание. В частности, там говорилось: «Весной 2004 года на родине Сергея Есенина, в селе Константиново, земля обнажила два надгробных известковых камня с необычными выбитыми надписями. Правда, камни через несколько дней исчезли, но необычные надписи были срисованы. Сейчас они впервые на страницах нашей газеты предоставляются читателю. На наш взгляд данные надписи - это соединение двух форм русской письменности: русских рун и кириллицы. Дата на одном из камней - 1615 год. Оказывается, такой на самом деле была наша письменность на рубеже 16 и 17 веков. Часть надписей на камнях кириллическая и читается, а руническая - нет. Поэтому тексты читаются не полностью.

 
 Языческие игрища с позиций эпиграфики

Назначение этой статьи — рассмотрение языческих увеселений, а также отношения язычников к старой языческой вере и к новому христианству. Источником для этого являются изображения, как в рукописях, так и на браслетах. Первым исследователем, который привлек их и сделал определенные далеко идущие выводы, был Б.А. Рыбаков, которого, поблагодарив за огромную проделанную работу и за свежие и интересные мысли, я хотел бы взять в проводники, в гиды. Проследим его основные мысли и посмотрим, насколько они подтверждаются с позиций нашего нового метода — чтения знаков, образуемых складками и деталями одежды.

 
 Белорусы якобы произошли от балтов
От кого произошли белорусы и о бывших республиках СССР
Белорусы якобы произошли от балтов

На днях мне пришло письмо из Белоруссии, где с 13 по 17 августа я находился по приглашению 2-го международного научно-практического семинара «Русь: истоки, мировоззрение, культура», г. Столбцы, от моей новой знакомой, Ольги Грейг, писателя. Она мне написала: «Здравствуйте, г-н Чудинов! Пишет Вам Ольга Грейг, мы познакомились во время вашего недавнего турне в Беларусь на международный славянский семинар. Обещала Вам представить авторов идеи происхождения русских (славян) от финнов, а также подробнее рассказать о том, что пропагандируют здесь среди населения о «славной истории белорусов» и «полудурков русских» Ну уж извините, но так вытекает из текстов). Судите сами». И далее приводятся примеры.

 
 Народные поверья и обычаи в некоторых селах Рязанской губернии (по данным «Рязанских епархиальных ведомостей»)
Собраны М.Б. Оленевым
2006-2007 гг.

А

С. Алпатье (Зарайского уезда)1.

На Пасхе для принятия в дом святых икон делаются особые приготовления: стол покрывается белою скатертью и на нем кладутся хлеб и соль. Под столом - палица от сохи и сено, на лавках ставят кадушки или меры с овсом и рожью, куда ставят приносимые. По окончании молебна, святой водой окропляется весь двор и скот. В воротах домохозяин с семьей прикладывается к выносимым из дома иконам. Когда приход обойден, иконы торжественно несутся в храм и возле него совершается молебен, после которого освящаются приносимые крестьянами семена и избирается пахарь. После трех земных поклонов он получает от священника благословение, просфору и яйцо. Перед совершением брака служатся молебны в доме жениха и невесты. По совершении брака новобрачные в венцах ведутся до дома жениха, держа в руках благословения иконы; там, в воротах их встречают родители с иконою, хлебом и солью. В дом входят они вслед за священником (с крестом) при пении «Заступнице усердная». При поздравлении родитель дает новобрачной серебреную монету в руку, а мать покрывает ее шелковым платком. На другой день приезжают с дарами родственники новобрачной. Дружок кладет дар (кому рубашку, кому полотенце, кому платок) на поднос, в котором лежит ломоть белого хлеба и стоит рюмка водки, подносит гостю и приговаривает: «Просят вас князь с княгинею; сыр-каравай принимай, нам золоту гривну давай. Они люди млады, им все нужно - на спицы, на веретенца, на мыло, на белила, на румяны, козла купить, воду возить, сторожа нанять, дрова рубить, баню топить».

 
 Послание нерождённым

Среди всех величайших изобретений,
каким величием разума должен был обладать
тот, кто придумал, как сообщить свои
тайные мысли любому другому лицу, хоть и
удалённому от него во времени…, говоря с
теми, …кто ещё не рождён и родится, быть
может, не ранее чем через тысячу или
десять тысяч лет? …Пусть же это будет
достойнейшим примером из всех достойных
восхищения изобретений людей!

Галилей.

Вообще-то, советских историков надо не ругать, чем я обычно занимаюсь, а жалеть. Задачка перед ними стояла ещё та – подвести научную базу под коммунистическую идеологию. Дабы большевики-ленинцы могли хоть как-то легитимизировать своё пребывание у руля, науке была поставлена задача доказать, что их режим является высшей формой человеческой деятельности, а жизнь на планете зародилась лишь для того, чтобы в конце эволюции советские люди построили коммунизм.

 
 Обратный билет

Необходимое предисловие

Не так давно на этом сайте я разместил научно-популярную статью «Долгая дорога домой», где попытался в меру своих скромных способностей смоделировать дела давно минувших, допотопных ещё, дней. А поскольку задокументированных свидетельств тех седых эпох до нас, разумеется, не дошло, часть событий мне пришлось реконструировать, основываясь на мифах, легендах, преданиях и альтернативных точках зрения. Но, как ни старался я очистить имеющиеся в них факты от фантастической шелухи, включить в свою работу только рациональные моменты, я получил от моих критиков обвинения в использовании подобных источников. А, заработав эпитеты «наукообразный шарлатан» и «фашиствующий сказочник», я понял, что терять мне уже нечего, что «энтузиастом науки» меня здесь не воспринимают и решил – нет, не радуйтесь, не бросить писать! – а заняться сказками. И вот что из этого вышло:

 
 Звончатый переладец

Есть дом на окраине Чернигова. Ничем не приметный, обычный деревянный дом, обнесенный оградой и пожухлыми зарослями акаций. Настежь распахнутые окна, в которых шевелятся занавески, выходят в узкий Малясов переулок. Здесь мало прохожих, редкие автомобили неслышно сминают рыжую листву. Выключенный из стремительного ритма окружающих его улиц, переулок полон осенней пахучей тишины и покоя. Но только первый миг кажется, что он живет тишиной...

 
 Русская песня "канула в лету"?

Сегодня на нашей эстраде при всем её «попсовом» изобилии очень мало хороших песен, ставших по-настоящему популярными

«Музыка и хорошая песня дарят радость и наслаждение, а именно любовь к людям, готовность что-то для них сделать, желание быть хорошим, восхищение добром, ощущение, будто паришь над миром. Воедино все эти чувства можно собрать под именем целого — счастья. Это освобождение от власти дьявола, согласие с миром, любовью и добром», — писал Уильям Моэм. Эти слова звучат сегодня как напоминание всем авторам песен, продюсерам и исполнителям о том, что песней можно изменить мир к лучшему.

 
 Праздник в Рязанском Кремле

6 июля в Рязани состоялся праздник «Летний день в Кремле», посвящённый Дню семьи, любви и верности, памяти святых Петра и Февронии. Начался он утром и закончился поздним вечером музыкально-драматическим спектаклем «Пётр и Феврония. Сказание о Великой силе любви».

на концерте. фото к. ситникова гости праздника. фото к. ситникова
 
 Чего хотел старец?

История загадочно го старца из лесов близ Стенькино, как одна из многих легенд о чудесах и тайнах мещерских лесов, вполне могла бы кануть в лету. Вспомнить о ней нас заставило письмо, пришедшее в редакцию в середине марта.

В этом письме не было ровным счетом ничего мистического. Напротив, один из жителей области рассказывал нам анекдотичный случай про лыжный поход в день первого весеннего праздника. Вместе с друзьями он отправился покорять снежную целину в рязанские леса. Когда поход уже близился к концу, приятели увидели странного местного жителя. На пожилом человеке, несмотря на мороз, не было никакой одежды. Кроме полотняных штанов и рубахи. На пьяного он похож не был, шел уверенной походкой в сторону ближайшего села. Кто-то из лыжников окликнул его. Дед то ли не услышал, то ли не захотел оборачиваться. Автор письма высказал предположение, что повстречал одного из сухопутных "моржей". Мол, если бывают те, кто закаляется, купаясь, в лютую стужу в проруби, отчего не быть и таким "моржам", которые разгуливают по морозу босиком...

 
 Русь православная. Сенокос

Покос и заготовка травы на корм домашнему скоту. В русской деревне считался одной из приятнейших сельских работ, труд сочетался с развлечениями.

Сохранился ряд описаний сенокоса, сделанный очевидцами в XIX в. Этнограф В.В. Селиванов подробно рассказывает о заготовке сена в Зарайском у. Рязанской губ. На дальние луга «крестьяне с бабами, девками и грудными младенцами» выезжали всей деревней. Располагались станом около реки или ручья в тени деревьев и оставались там до конца сенокоса. «Время года, теплые ночи, купанье после утомительного зноя, благоуханный воздух лугов — все вместе имеет что-то обаятельное, отрадно действующее на душу. Бабы и девки имеют обычай для работы в лугах надевать на себя не только чистое белье, но даже одеваться по-праздничному. Для девок луг есть гульбище, на котором они, дружно работая граблями и сопровождая работу общей песней, рисуются перед женихами».

 
 Семья как хранительница коллективного опыта

Не хлебом единым

Семья и община служили организующим началом во многих явлениях духовной жизни крестьян. Семья не только воспитывала детей и вела совместное хозяйство, будучи первичным и основным производственным коллективом. Она была носителем глубоких традиций, связывающих человека с окружающим его миром, хранительницей коллективного опыта. По православным понятиям, семья являлась «малой церковью», то есть призвана была блюсти основы христианской жизни каждого своего члена.

Община также объединяла функции производственного коллектива, соседской и религиозной общности (частично или полностью совпадая с приходской общиной), административной единицы.

 
 Этнокультурные особенности южнорусского населения

Южнорусская историко-культурная зона выделяется по «акающему» диалекту и так называемым южнорусским чертам культуры, которые свойственны населению региона, простирающегося с севера на юг от реки Оки до Хопра и среднего Дона и с запада на восток от Десны до Суры (территория бывших Тульской, Орловской, Курской, Воронежской, Тамбовской, большей части Рязанской, Калужской, частично Пензенской губерний, согласно административному делению Х1Х-начала ХХ в.). Значительную часть этого обширного пространства географы и демографы определяют как Центрально-Черноземный (или Центрально-Земледельческий) регион.

 
Nuralis.RU © 2006 История народа | Главная | Словари