Как рождаются смыслы
Безусловно, мы можем и не догадываться за всю историю мира, где в каждой отдельно взятой стране. Мы можем лишь предпологать
Археология

Архивное дело

Каталог публикаций

Справочники

Государственный архив ...

Государственный архив ...

Антирелигиозная борьба...

Коллективизация сельск...

Перепись Ряжска и слоб...

Путеводитель

Разное

Государственный архив ...

Государственный архив ...

Разное

Российский государстве...

Российский государстве...

Российский государстве...

Российский государстве...

Фонды личного происхож...

Архитектура и зодчеств...

Галерея замечательных ...

Генеалогия

Геральдика

Декоративно–прикладное...

Журналистика

Изобразительное искусс...

История

История культуры

Книговедение и издател...

Коллекционер

Краеведение

Литература

Музейное дело

Музыкальная культура и...

Наши конкурсы

Образование

Периодические издания

Православная культура

Природные комплексы

Промыслы и ремёсла

Разное

Театр

Топонимика

Фольклор и этнография



О массовом выступлении крестьян с.Ершово.

Почто-телеграмма Рязанского окротдела ОГПУ Председателю окрисполкома о массовом выступлении крестьян с. Ершово, Клепиковского района, с требованием открытия церкви

2 июня 1930 г.

№ 11113

26-го мая 1930 года в 18 часов в селе Ершове, Клепиковского р-на толпа женщин около 100 человек требовали открытия церкви и создания религиозной общины.

Когда толпа приняла характер массового выступления, тогда из среды участников была избрана делегатка Овсянникова Вера(середнячка-религиозная) для того, чтобы последняя пошла в с/совет и сообщила Пред. с/со-вета Серовину, что собравшаяся толпа женщин просит его выйдти к ним и поговорить о церкви, что Овсянниковой и было сделано, но на приглашение ее Пред. с/с ответил: «Я вам толпой собираться не разрешал, а кто хочет говорить, пусть приходит в с/с и здесь потолкуем». На это Овсянникова Пред. с/с ответила: «Мне какое дело — меня послали, я и сделала».

После ухода Овсянниковой в с/с пришли Чижиков Павел Иванович (избач), Калабухов Алекс. Максимович (б. чекист), которые также сообщили Серовину, что толпа его вызывает и хочет с ним говорить. После этого Пред. с/с, Чижиков и Калабухов направились к толпе. Не доходя до толпы, их повстречали три старика: Шмелев Григорий Васил., Бычков Дмитрий Спиридонович и Варакин Захар Васильевич (религиозные), из которых Шмелев злостно набросился на Пред. с/с и с руганью закричал: «Не пришел, когда тебя требовали, а когда тронулись к тебе, толъко тогда и ты пошел к нам».

В это время толпа подошла к с/сов. с криками: «Почему у нас не открывают церковь, везде открыли, а у нас нет».

Больше всего кричали об открытии церкви старики Шмелев Григорий Васильевич и Бычков Дмитрий Спиридонович (середняки по 50—60 лет).

Толпа тут же написала заявление об открытии церкви и сделали подписной лист верующих для создания религиозной общины, в котором подписалось 120 человек, но список передан не был, и толпа с пением «Христос воскрес» разошлась.

Сбор толпы был оповещен ХМЕЛЕВОЙ Любовью (беднячкой) и ХРИСТИНИНОЙ Матреной (середнячкой). Руководителями же массового выступления являлись: Петрова Зинаида, быв. лишенка — восстановленная, Бычкова Наталья (середнячка), Пучкова Пелагея (середнячка — все религиозные). Последние и во время закрытия церкви протестовали, но церковь была закрыта по согласию всех граждан с. Ершова, за исключением фуппы человек в 17, которые и протестовали. Закрытие церкви утверждено ВЦИКом. В церкви устроен клуб под названием «Дом отдыха культуры».

Нами заведена агентурная разработка. Райуполномоченному дано задание — вопрос поставить перед РК и РИКом о принятии разъяснительных мер среди населения о том, что закрытие церкви произведено правильно и решение ВЦИКа пересмотрено быть не может.

Пом. Нач. РОО ОГПУ (Одинцов)

ГАРО, ф. Р-5, оп. 2 (вн. 1), д. 4, л. 302-303.

Заверенная копия

Публикация: Л. Виола и др. «Рязанская деревня в 1929-1930гг.: Хроника головокружения. Документы и материалы»/М.:РОССПЭН, 1998г., № 130.

 

Nuralis.RU © 2006 История народа | Главная | Словари