Как рождаются смыслы
Безусловно, мы можем и не догадываться за всю историю мира, где в каждой отдельно взятой стране. Мы можем лишь предпологать
Археология

Архивное дело

Архитектура и зодчеств...

Галерея замечательных ...

Генеалогия

Геральдика

Декоративно–прикладное...

Журналистика

Изобразительное искусс...

История

История культуры

Книговедение и издател...

Коллекционер

Краеведение

Литература

Музейное дело

Музыкальная культура и...

Наши конкурсы

Образование

Периодические издания

Православная культура

Природные комплексы

Промыслы и ремёсла

Разное

Театр

Топонимика

Фольклор и этнография

Новости

Публикации

Творческие коллективы



Выйти замуж за принца.

Вот такую притчу о востоке
Рассказал мне старый аксакал,
Даже сказки здесь и те жестоки,
Думал я и шею потирал…

В. Высоцкий

Попалась мне надысь преинтереснейшая книжица. Разумеется, сказки. Разумеется, неадаптированные. Репринт по изданию 1895 года. Называется «Сказки, собранные братьями Гриммами».

Разницу почувствовали? Не «сказки братьев Гримм», как мы привыкли, а «сказки, собранные братьями Гриммами». И это гораздо вернее, поскольку названные братья писателями-сказочниками не были. А были они детьми своей эпохи.

Якоб (1785-1863) и Вильгельм (1786-1859) Гримм жили и работали в то время, когда смешные в своей патетичной серьёзности, похожие на угрюмо-сосредоточенных детей, прикольные дядьки в несуразных долгополых сюртуках и лохматых бакенбардах, поспешили объявить Бога умершим и поголовно подались служить демону по имени Научно-Технический Прогресс. Объявив всё, оставленное им предками, мракобесием, адепты нового суеверия вместе с водой выплеснули и ребёнка. А когда первый угар заблуждений относительно всемогущества демона Прогресса сошёл, единичные подвижники принялись по крупицам собирать так бездумно растранжиренные сокровища дедов и прадедов. В России, например, именно в это время Пушкин, хлопая себя ладонью по колену и восклицая: «Что за прелесть эти сказки! », лихорадочно конспектировал Арину Родионовну, а безвестный архивариус Афанасьев скупал на Сухаревской толкучке старинные фолианты. В Германии тем же самым занимались братья Гримм.

братья гримм.
Братья Гримм.

Сказки они не писали, а записывали. Потом немецкие народные сказки они издали отдельным сборником, ничуть не претендуя на авторство. А со временем, для краткости, наверно, сборник этот стали называть просто сказками братьев Гримм.

Конечно, я предполагал, что сказки из гриммовского первоисточника будут несколько отличаться от их диснеевских интерпретаций, но даже я не думал, что настолько!

голливуд не пощадил не только их героев, но и самих братьев!
Голливуд не пощадил не только их героев, но и самих братьев!

Честно сказать, книжку эту я так и не одолел. Решил начать с самой, как мне опрометчиво казалось, известной и понятной сказки, да на ней и застрял. Сказка по прозвищу главной героини называется «Замарашка». Нам она более известна как Золушка.

Многочисленные кавер-версии позаимствовали у первоисточника только завязку сюжета: смерть мамы, новая женитьба папы, дедовщина со стороны мачехи и её дочерей… собственно, на этом сходства и заканчиваются.

несуществующую в первоисточнике фею-крёстную советские кинематографисты изобразили в виде адептки какого-то лунного культа – об этом говорит полумесяц у неё на лбу.
Несуществующую в первоисточнике фею-крёстную советские кинематографисты изобразили в виде адептки какого-то лунного культа – об этом говорит полумесяц у неё на лбу.

В первородном гриммовском варианте сразу бросается в глаза отсутствие среди действующих лиц феи. Хотя это и не мудрено. Прекрасными девушками со стрекозиными крыльями, бескорыстно творящими добро, феи стали ближе к концу XIX века. А по более ранним и истинно народным представлениям, это были довольно мерзкие существа – низкорослые злобные старухи (часто даже неантропоморфные).

Кому-либо помогать по, что называется, доброте душевной феи не могут уже из-за того, что у этих существ души просто нет. Отсюда и их название феи, что значит «обречённые». То есть, мы-то с вами, худо-бедно, имеем шанс на жизнь вечную, поскольку после распада нашей тленной материальной оболочки бессмертная наша душа продолжит своё существование и отправится в путешествие по лучшим мирам, а феи – они «одноразовые», как мотыльки. После смерти они обречены на небытиё – потому и «обречённые».

Понятно, что в виду таких перспектив, заниматься филантропией совсем не тянет. А вот нагадить – пожалуйста! Тут у фей диапазон широк – от относительно безобидного перепутывания волос в сорок колтунов до инвалидизирующего превращения рук в ноги. Поэтому более типичное поведение феи описано в другой сказке – вспомните, что столетний сон на спящую красавицу наслала именно фея, которой на крестинах не хватило золотого прибора. Или пересмотрите заново вторую часть «Шрека» – там тоже фея-крёстная показана очень правдоподобно.

Но Золушка отлично обходится без участия феи. Более того, она демонстрирует, что в вопросах магии разбирается лучше всякой феи.

Начинает Золушка с того, что исполняет широко не только у германцев, но и у славян распространённый ритуал удержания духа умершего в нашем мире – на могиле матери она сажает дерево: «…Накупил отец своим падчерицам красивые платья, жемчуга и самоцветные камни, и когда на обратном пути ехал он через лесок, ветка орешника хлестнула его, да так сильно, что и шапку с головы у него сбила, он сорвал эту ветку и привез ее с собой. Воротился он домой и подарил падчерицам то, что они просили, а Золушке отдал ветку орешника. Поблагодарила его Золушка, пошла на могилу к матери и посадила там ветку и так сильно плакала, что слезы катились у нее из глаз на землю, и они полили ту ветку. Вот выросла веточка и стала красивым деревом».

По повериям, в дерево, растущее на могиле, может вселиться душа похороненного под ним. Особенно, если душа эта после смерти не нашла упокоения. Целый пласт сказок разных народов рассказывает об убитой завистницами (зачастую собственными сёстрами) девушке, на могиле которой вырастает тростник. Проходящий мимо случайный прохожий делает из него дудочку, которая человеческим голосом рассказывает о совершённом злодеянии («Чудесная дудка», «Три сестры»).

Помимо тростника в сказках на могилах вырастать могут необыкновенной красоты цветы (как правило, жёлтые) или растения с красными плодами – калина, рябина. Но Золушка для посадки выбирает самое подходящее с некромантской точки зрения растение – орех. Считается, что через ореховое дерево, растущее на могиле, можно разговаривать с «нижним» миром. Этот «канал связи» Золушка использует для того, чтобы вызвать с того света душу матери.

То есть, действует Золушка грамотно и уже одним этим показывает свою осведомлённость в обрядах чёрной магии. В этом ракурсе несколько по иному выглядит и её нездоровое на первый взгляд пристрастие спать в золе.

Зола является непременным ингредиентом магических действий. Поскольку зола это несгораемый остаток, то, по колдовским представлениям это то, чем «побрезговал» огонь. Огонь – дар богов и посредник между ними и людьми, соответственно, зола – это то, что боги не принимают. И здесь одно дело, если разговор идёт о золе из обыкновенной печки и совсем другое – если о жертвенном костре. По тому, сколько чего осталось после сожжения жертвы, жрецы судили, пришлось ли богам подношение по вкусу или нет. Так родилось целое направление научной магии – тефраномантия (гадание по золе).

На индивидуальном уровне зола стала необходимым компонентом другой гадательной практики – онихомантии. Желающему заглянуть в будущее маслом смазывались ногти и посыпались золой, а когда это художество высыхало, жрецы по проявившимся знакам обрисовывали возможное будущее.

Однако, манипуляции с золой оценивались двояко. Не будем забывать, что зола – это то, что боги не принимают. А то, что отвергли боги, всегда охотно используют их оппоненты. Поэтому, зола не просто участник магических действий, но конкретно действий чёрномагических.

В дежурном наборе любого колдуна должна присутствовать смесь золы из семи печей. Самый элементарный способ навести на человека порчу – посыпать такой смесью след этого человека. А чтобы было вернее, можно золу из семи печей подсыпать нежелательному человеку в пищу…

Вот что повествует первоисточник братьев Гримм: «…А сводные сестры ещё всячески старались, как бы её посильней огорчить насмехались над нею, высыпали горох и чечевицу в золу, и ей приходилось сидеть и выбирать их оттуда». В сказке это представлено как банальное унижение на почве личной неприязни, однако, всё гораздо глубже – сводные сёстры наводят таким образом на Золушку порчу с целью сжить её со свету.

злые сводные сёстры не просто издевались над золушкой, а наводили на неё порчу.
Злые сводные сёстры не просто издевались над Золушкой, а наводили на неё порчу.

Но и Золушка, как мы уже установили, оказывается тоже не лыком шита. Её действия говорят, что она прекрасно знает, что та же зола может быть и весьма эффективным оберегом. Именно поэтому она переезжает жить на кухню, где спит на мешке с золой, и начинает ходить постоянно в золе вымазанной. Ту же процедуру, по подсказке, разумеется, феи-крёстной, проводит над собой и главная героиня сказки «Ослиная шкура» . Ну, а, судя по тому, что она благополучно остаётся в живых, силы, которым служит Золушка, гораздо могущественнее, чем те силы, которые накликают на её голову злые сёстры.

золу наша героиня использовала как оберег.
Золу наша героиня использовала как оберег.

Золушкино колдовство скоро приносит плоды. Однажды, когда она приходит в очередной раз на могилу матери поплакаться на судьбу, на ореховое дерево прилетает белая птичка (в дальнейшем это она, а не добрая фея-крёстная будет помогать Золушке). Аллюзия понятна: в виде белой птички (если бы сказка была русской, то я уверенно бы сказал, что это была кукушка – символ неприкаянной души) на орех спускалась душа умершей матери, которую Золушка начала подключать к решению собственных задач. Основной из них Золушке виделось замужество за престолонаследником.

Познакомиться с принцем Золушка решает на балу – где же ещё? Когда мачеха с дочерьми и с отцом уезжают на бал, она скоренько бежит на могилу матери, вызывает её душу и, спихнув на неё хозяйство, уезжает на бал.

Кстати, башмачки были не хрустальными, а золотыми! Кареты из тыквы и рысаков из мышей у Золушки тоже не было. Не должно было и её платье превратиться в 00 часов 00 минут в лохмотья. С бала Золушка сбежала не из-за приближения полуночи, а из-за того, что принц начал слишком активно выяснять кто она такая. Сбегает она от принца весьма экстравагантно: залезает в голубятню и пока принц ломает дверцу, спрыгивает с другой стороны.

имя золушки на не известно, а вот принца звали мирлифлор, об этом, правда, рассказали не братья гримм, а шарль перро.
Имя Золушки на не известно, а вот принца звали Мирлифлор, об этом, правда, рассказали не братья Гримм, а Шарль Перро.

Выглядит это несколько шизофренично, но и тут Золушка и с мистической точки зрения, и чисто с женской действует грамотно. В голубятню помещали то, что хотели преумножить. Возбудив в принце первоначальный к себе интерес, Золушка разумно решает его распалить ещё сильнее, а потому заманивает наследника престола в голубятню. Её незатейливое колдовство срабатывает! Обезумевший от вожделения принц в щепки разносит пустую голубятню и тут же приказывает организовать второй бал.

В этом месте присутствует ещё одно серьёзное расхождение нынешних пересказов с первоисточником. Балов, оказывается, было три, а не один! Золушка посетила все три вечеринки и со всех сбежала, не выдержав напора принца. С первого, как я уже сказал, через голубятню; со второго – аналогичным образом, только забравшись на грушу и спрыгнув с другой стороны.

Груша тоже присутствует в сказке не случайно – она тоже завсегдатай магических ритуалов. Причём, характер тех ритуалов однозначен – все они любовные. Из плодов и коры грушевого дерева изготавливаются приворотные зелья, средства, повышающие сексуальное влечение и разные тинктуры, способствующие сохранению супружеской верности. Именно поэтому, для закрепления эффекта, произведённого на принца, Золушка полезла на грушу, а не на берёзу.

Ну, а, в третий раз никто за ней особо и не гнался, так как папа-король заблаговременно распорядился смазать все лестницы во дворце смолой. Именно это и стало причиной, по которой Золушка потеряла туфлю.

Хотя, предположу, что папу-короля обувь Золушки интересовала меньше всего. У друидов кубок со смолой-живицей назывался «кубком жизни». Без него не обходились ни ритуалы лечебной магии, ни ритуалы очищения. Старый правитель намётанным глазом сразу определил, что с таинственной незнакомкой происходит что-то не то и велел не просто перепачкать лестницы, а тайком провести над приглянувшейся принцу особой обряд очищения. На всякий случай… Ну, действительно, не заставлять же её в бальном, расшитом золотом платье скакать через костёр и, тем более, не поливать же расфуфыренную фифу кровью свежезарезанного жертвенного животного!

король тоже в магии разбирался, тем более, что не совсем адекватное поведение таинственной незнакомки не могло не насторожить.
Король тоже в магии разбирался, тем более, что не совсем адекватное поведение таинственной незнакомки не могло не насторожить.

Королевское колдовство тоже срабатывает – ему в виде туфельки даётся свыше сигнал, что очищение свершено, ведь «обутость» на одну ногу довольно типичный знак богов. Вспомним хотя бы как опечалился узурпатор Пелей, увидев перед собой обутого в одну сандалию Язона; вторую сорвало бурное течение реки Анавр – с этого, собственно, и началась эпопея аргонавтов.

Дальше следуют поиски таинственной незнакомки с аномально маленьким размером обуви. Обойдя всё королевство, гонцы приходят в дом, где живёт Золушка. Однако, её мачехе очень хочется сделать королевишной кого-то из своих дочерей. Для этого старшая, чтобы влезть в туфельку, отрубает себе палец, а младшая – пятку (в детских изданиях эту пикантную деталь тоже опускают).

Их обман вскрывается, когда они проезжают мимо могилы золушкиной матери. Там, на ореховом дереве сидит пара голубков, которая человеческими голосами дуэтом распевает весёлую песню, смысл которой сводится к тому, что, мол, посмотри, жених, у твоей невесты все туфли в крови (представляю, как забавно она звучала на немецком в исполнении голубей! ).

Напрасно покалечивших себя мачехиных дочерей возвращают домой, после чего туфельку примеряет Золушка. На этом большинство нынешних пересказов заканчивается: туфелька приходится в пору, свадьба, happy-end.

Но у первоначального варианта есть ещё и продолжение. Когда свадебный кортеж едет мимо могилы золушкиной матери, упомянутые голубки выклёвывают глаза золушкиным сводным сёстрам! Дескать, так они были наказаны за злобу. А тут и сказочке конец!

Как там Верка Сердючка поёт?

Даже если вам немного за тридцать,
Есть надежда выйти замуж за принца…

Золушка уже давно стала архетипом, воплощением универсальной женской мечты о замужестве за кем-то богатым и влиятельным. Оттого и сюжет о безродной нищенке, в одночасье ставшей в результате выигрышного брака принцессой, стал «бродячим». Сказки аналогичного содержания рассказывали не только в Германии. Например, у нас, на Рязанщине, бытовала собственная версия «Золушки» под названием «Дарьюшка-замазурка». Даже в Китае зафиксирован рассказ о девушке, превратившейся из обычной простолюдинки в писаную красавицу, сведшую с ума императора, и опознанную по потерянному башмачку (правда, у неё он был меховой, а не хрустальный).

памятник золушке в брюсселе.
Памятник Золушке в Брюсселе.

Сценарий «Золушки» в современном литературоведении даже получил собственное обозначение – сюжет АТ 510 А. Но только вариант, записанный братьями Гримм, представляет собой не просто мелодраматическую историю, а своего рода инструкцию, практическое пособие по тому, как выйти замуж за принца. Думаю, братья Гримм сами не ведали, что, педантично записывая рассказ неведомого нам рассказчика, они описали не просто судьбу третируемой сироты, а законспектировали целое руководство по практической магии – деструктивной, защитной, очистительной и любовной.

Нам удалось установить, что Золушка была не такой, уж, терпилой и простушкой, какой пытаются её представить нынешние интерпретаторы. Она умела ставить перед собой грандиозные перспективы и умела добиваться поставленных целей. Добиваться любыми способами, прежде всего, магическими, в которых, как оказалось при ближайшем рассмотрении, она очень даже хорошо разбиралась. Что можно сказать – молодец!

Но любое колдовство рано или поздно ослабевает. И тогда человек остаётся один на один с реальностью и выясняется, что его проблемы вовсе не разрешились, а всего лишь оказались отложенными во времени. А потому завидовать Золушке не надо – братья Гримм, ведь, нам не рассказали, как там у неё сложилось после свадьбы и какую цену запросили с неё потусторонние силы за свои услуги. Вон, у принцессы Дианы тоже как всё начиналось и как закончилось – ночь, тоннель и лужа крови… А по-настоящему восхищения достоин тот, кто без всякого колдовства, без посторонней помощи фей-крёстных и прочей нечисти, исключительно своими силами способен обрести настоящую любовь.

Орлов Владимир.

 

Nuralis.RU © 2006 История народа | Главная | Словари