Как рождаются смыслы
Безусловно, мы можем и не догадываться за всю историю мира, где в каждой отдельно взятой стране. Мы можем лишь предпологать
Археология

Архивное дело

Архитектура и зодчеств...

Галерея замечательных ...

Генеалогия

Геральдика

Декоративно–прикладное...

Журналистика

Изобразительное искусс...

История

История культуры

Книговедение и издател...

Коллекционер

Краеведение

Возвращенные имена

Краеведы и исследовате...

Материалы к энциклопед...

Организации и творческ...

Памятные места

История населённых мес...

Словарь - А.

Словарь - Б.

Словарь - В.

Словарь - Г.

Словарь - Д.

Словарь - Е.

Словарь - Ж.

Словарь - З.

Словарь - И.

Словарь - К.

Словарь - Л.

Словарь - М.

Словарь - Н.

Словарь - О.

Словарь - П.

Разное

Словарь - Р.

Словарь - С.

Словарь - Т.

Словарь - Ф.

Словарь - Х.

Словарь - Щ.

Словарь - Я.

Разное

Усадьбы

Публикации

Литература

Музейное дело

Музыкальная культура и...

Наши конкурсы

Образование

Периодические издания

Православная культура

Природные комплексы

Промыслы и ремёсла

Разное

Театр

Топонимика

Фольклор и этнография



Гора Дмитриева у села Дмитриево, Скопинский район

Когда Дмитрий Донской со своим войском возвращался с поля Куликова, он проходил по бугру (сейчас этот бугор называется «Дмитриевский«). Дмитрий Донской сказал своему войску: «Я нахожусь на вершине бугра, и пусть на этом месте построят храм в честь Дмитрия Солунского. Давайте соберем ценные вещи и положим в сундук». Войско начало складывать ценные вещи. Кто отрывал золотую ручку от меча, кто уздечку снимал золотую, у кого были деньги, тот клал деньги. И вот на эти деньги построили храм.

Сначала храм был деревянный, монахи сделали туннель под землей. И когда на них нападали враги, они прятались в этом туннеле (смотри место Адрианова пустынь у с. Пустынь, Касимовский район). Теперь здесь опять Свято-Дмитриевский монастырь.

Егоров В. (10 лет, п. Заречный, Скопинский район) На Дмитриевском бугре. // Благовест (Россия). - 2003. -№6,- июнь

На горе именуемой Дмитриевскою, близ деревни Дмитриевки (ныне с. Дмитриево - Бабурин А.) расположен Дмитриевский мужской монастырь. По сохранившемуся преданию, монастырь основан великим князем Московским Дмитрием Ивановичем Донским после одержанной им в 1380 году победы над татарами на поле Куликовом. Инок Сергиевой лавры Александр Пересвет, отправляясь на битву, заходил на Дмитриеву гору и оставил проживавшему в то время близ часовни отшельнику свой дорожный посох из яблоневаго дерева, который долгое время хранился в монастыре.

Ист.-стат. описание церкв. и монастырей. - Россия, 1885. -Т. 2. - С. 242

Тут, на самом высоком берегу речки Верды, пять веков назад был заложен центр будущей скопинской земли, Дмитриево-Ряжский монастырь. Так утверждают сведения Рязанской ученой архивной комиссии (РУАК), хранящиеся в архиве Киевского государственного университета.

К сожалению, пока еще остается неизвестным имя пустынника, которого повстречал на Дмитриевой горе посланец игумена Троицкого монастыря Сергия Радонежского Пересвет. Монах выполнил поручение игумена, чтоб затворник сотворил молитву перед образом Дмитрия Солунского Мироточивого за русское воинство, ведомое Великим князем московским Дмитрием Ивановичем на Куликовскую битву с полчищами хана Мамая.

Возвращаясь из битвы, Дмитрий Донской тоже побывал на горе, носящей имя его ангела-хранителя и олицетворителя всего православного воинства Дмитрия Солунского. Узнав от пустынника о том, что Пересвет тут был и оставил свой могучий дорожный посох, Великий князь от имени Сергия Радонежского поручил построить на месте часовни обитель во имя святого воина-великомученника Дмитрия.

Так над главной жизненной артерией нашего древнего края, рекой Вердой, вознес свои купола с крестами во славу подвига русского воинства на поле Куликовом Дмитриев монастырь. По месту положения он еще назывался Ряжским. А сегодня он называется Скопинским Свято-Дмитриевским монастырем.

Именно здесь, на реке Верде, вокруг одной из первых обителей, возведенной в честь освобождения земли русской от иноземных поработителей, стали грудиться первые скопинские поселения - починки и слободки, деревни и села, такие как Воскресенское (Победное), Князево-Займище (Владычная), Дмитриевское, Ермолово, Чулково, Шелемишево, Корневое и другие. Вслед за ними был основан в качестве крепости на первой засечной полосе в начале XVI века Острожок, названный впоследствии Скопином. По своему господствующему положению над округой он стал центром скопинской земли. Возможно, именно поэтому ему было присвоено имя редкой и зоркой птицы скопы. При учреждениях гербов городских в конце XVIII века эта птица была помещена на герб нашего города.

На Дмитриевской горе.//Скопинский вестник. (Скопин). -2002. - 22октября (перепечатано с газеты Рязанские губернские ведомости. -№ 17 от 27 апреля 1846.)

В шести верстах от г. Ряжска, в монастыре Святого Дмитрия, основанном, как думают соседние старцы, у часовни, существовавшей во времена Мамая, хранился посох или костыль, сделанный из яблоневого дерева. Богомольцы, посещающие скопинский Дмитриевский монастырь, благоговеют перед этим посохом. Он, как говорит предание, принадлежал некогда известному сподвижнику Донского, храброму, сильному победителю Челубея - монаху Пересвету. Народное поверье приписывает остатку этой древности целебную силу от зубной боли: и оттого посох во многих местах потерял свою первобытную форму. Во времена Петра Великого многие из окрестных дворянских детей, посвящавшие себя военному делу, испытывали над Пересветовым костылем силу, поднимали его, не чувствуя его тягости в руке богатырской, махали им. Таково было поверье дворян рязанских.

Посох Пересвета есть просто весьма увесистый и очень толстый дикой яблони сук, а может быть, и целое яблоневое деревцо, вырванное с корнем и обделанное дубинкой. Мера дубинки равна двум аршинам, толщина вершка три, но она не повсюду одинакова.

Предание заверяет, что монах Троице-Сергиева монастыря Александр Пересвет как надежный воин-богатырь отправленный святым Сергием к Великому Князю Дмитрию Ивановичу Донскому, шел путем-дорогою простым, самым бедным странником, убогим чернецом, доверившим себя только одному милосердному Промыслу небесному.

На пути он посещал все пустыни, все монастыри, молился в них, и вот здесь, на берегу небольшой речки, на немногие поприща от степей Куликовых, доверил свой страннический посох в хранение отшельнику, неизвестному обитателю часовни святого Дмитрия. Перед его небесным ликом затеплил он свечу обещанную, опоясал себя мечом, положил на грудь свою крест с изображением того угодника Божья и явился героем на страшную битву Донского с Мамаем.

Пересветов посох (древнее рязанское предание). // Скопинский вестник (Скопин). - 2002. - 22 октября (перепечатано с газеты Рязанские губернские ведомости. - № 17 от 27 апреля 1846.).

Смотри с. Дмитриево, Скопинский район (Ермоловский сельсовет).

Смотри д. Екатериновка, Милославский район.

свято-дмитриевский скопинский мужской монастырь
 

Nuralis.RU © 2006 История народа | Главная | Словари