Как рождаются смыслы
Безусловно, мы можем и не догадываться за всю историю мира, где в каждой отдельно взятой стране. Мы можем лишь предпологать
Археология

Архивное дело

Архитектура и зодчеств...

Новости архитектуры и ...

Публикации

События в стране и мир...

Галерея замечательных ...

Генеалогия

Геральдика

Декоративно–прикладное...

Журналистика

Изобразительное искусс...

История

История культуры

Книговедение и издател...

Коллекционер

Краеведение

Литература

Музейное дело

Музыкальная культура и...

Наши конкурсы

Образование

Периодические издания

Православная культура

Природные комплексы

Промыслы и ремёсла

Разное

Театр

Топонимика

Фольклор и этнография



Введенский храм села Пёт

На архитектурное чудо, расположенное на окраине небольшого села Пёт Пителинского района, приезжают посмотреть многие любители-путешественники. Здесь часто бывают туристы из столицы. Своими впечатлениями от увиденного они активно делятся в сети Интернет. Все в один голос восхищаются загадочным архитектурным памятником и одновременно с болью говорят о его нынешнем состоянии, ведь с каждым годом он всё больше и больше разрушается.

По рассказам местных жителей, ещё лет пятнадцать назад храм стоял ровно и крыша была целой, замки висели. Потом лестницу на колокольню сломали, чтоб дети не залезали. В первозданном виде она сохранилась только на картинах местного живописца. Он рисовал её перед войной.

Информации об этом удивительном храме крайне мало. В основном все приводят коротенькую цитату из книги «Рязанские достопамятности», написанной Г. К. Вагнером, С. В. Чугуновым и впервые изданной в 1974 году. Из книги мы узнаём, что «в селе Пёт в 1912-1913 годах по заказу купца Портнова был сооружён крайне любопытный храм, напоминающий некоторые произведения А. В. Щусева, навеянные древнерусскими образцами, как, например, храм-памятник на Куликовом поле. Снова, как и в Гусь-Железном, бросаются в глаза непомерно большие размеры храма, сильно контрастирующие с более чем скромным окружением. Что это? Тщеславие купца (такое ведь бывало нередко) или желание увековечить памятное событие? Этот вопрос пока остаётся без ответа, но не исключено первое, так как заказчик постройки изображён на одном из столбов». К слову, сейчас этого изображения уже не видно, так как храм утратил большую часть росписи. Единственная полностью сохранившаяся до наших дней фреска — с изображением преподобного Ефрема Сирина.

Вот как дальше описывают этот храм исследователи: «Фантазия зодчего придала пяти куполам храма удивительно вытянутые формы, похожие на застывшее пламя свечи. В шатровой колокольне тоже подчёркнуто сужение вверх. Её четверик почти незаметно переходит в шатёр. Это сообщает образу постройки какой-то мемориальный характер. Словно пламя шести жертвенных свечей замерло и окаменело в вершине храма. Не следует ли видеть здесь некий символ? Но и на этот вопрос мы не находим ответа».

Ответа на поставленный вопрос нет и сейчас. Как нет достоверного ответа и на вопрос, что за купец его построил. В «Рязанских достопамятностях» и в «Рязанской энциклопедии» написано, что её строил Портнов, а местные старожилы уверяют, что это не так, что фамилия купца была Гавриков.

К сожалению, вопросов здесь больше, чем ответов. Одно бесспорно: и заказчик, и архитектор были талантливыми, внутренне свободными людьми, не побоявшимися реализовать столь масштабный, неординарный проект.

До постройки этого архитектурного чуда в селе Пёт был храм. В окладной книге 1676 года указано, что в селе была церковь, а также 78 дворов, из них поповых— 2, боярский — 1. В 1850 году помещик Кашкаров построил тёплую деревянную церковь с тремя престолами: главный — в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы; правый — святителя Николая Чудотворца; левый — великомученика Георгия Победоносца. В 1862 году в селе было 126 домов и 1309 жителей.

В 1889 году построили церковно-приходскую школу. В 1900-м имелся конный завод Кондрашова. К слову, в это время село Пёт относилось к Тамбовской губернии. Конеторговля тогда для тамбовского купечества и дворянства была одним из самых важных источников дохода. Сто лет назад исследователи-иппологи писали: «Первое место по количеству находящихся в них рысистых конных заводов занимает у нас Тамбовская губерния, где, кроме того, сосредоточено наибольшее число лучших из них».

На рубеже ХIХ-ХХ веков начала складываться крупная российская пищевая промышленность, в том числе в разных местах стали возникать и бурно развиваться крахмало-паточные фабрики. Одно из таких предприятий было в селе Пёт (оно и сейчас действует). Возможно, размеры строящегося храма были задуманы в расчёте на развитие крупного производства с большим количеством работников?

Из истории храма мы видим, что он строился накануне революционных событий. И, по воспоминаниям старожилов, службы в нём совершались только лет десять. Потом храм закрыли. Всех служителей отправили в ссылку, кого-то расстреляли, все иконы сожгли. Во время войны в храме сделали склад. Долгие годы храм стоял в запустении. Несколько лет местные жители собирали копейки по дворам для восстановления храма, но без поддержки крупных благотворителей здесь, конечно, не обойтись.

Наталия Бочкова

Газета «Панорама города», №48 (705) 2009 г.

введенский храм села пёт введенский храм села пёт введенский храм села пёт введенский храм села пёт
 

Nuralis.RU © 2006 История народа | Главная | Словари