Как рождаются смыслы
Безусловно, мы можем и не догадываться за всю историю мира, где в каждой отдельно взятой стране. Мы можем лишь предпологать
Археология

Архивное дело

Архитектура и зодчеств...

Галерея замечательных ...

Военные деятели

Географы, путешественн...

Деятели искусства

Исторические, государс...

Словарь - А

Словарь - Б

Словарь - В

Словарь - Г

Словарь - Д.

Словарь - Е

Словарь - З.

Словарь - И

Словарь - К

Словарь - Л

Словарь - М.

Словарь - Н

Словарь - О

Словарь - П.

Словарь - Р.

Словарь - С

Словарь - У

Словарь - Х

Словарь - Ш.

Словарь - Э.

Словарь - Я

Краеведы

Купцы, предриниматели,...

Литературные деятели

Музыкальные деятели

Наши современники

Разное

Святые, мученики, деят...

Спортивные деятели

Устроители земли рязан...

Ученые, врачи, деятели...

Генеалогия

Геральдика

Декоративно–прикладное...

Журналистика

Изобразительное искусс...

История

История культуры

Книговедение и издател...

Коллекционер

Краеведение

Литература

Музейное дело

Музыкальная культура и...

Наши конкурсы

Образование

Периодические издания

Православная культура

Природные комплексы

Промыслы и ремёсла

Разное

Театр

Топонимика

Фольклор и этнография



Железная рубашка Олега Рязанского

Самый знаменитый рязанский князь Олег Иванович (в крещении — Иаков), похоронен в основанном им Солотчинском монастыре[1]. Тело князя было положено в каменную гробницу Покровской церкви[2], а спустя три года рядом с князем захоронили супругу, княгиню Евфросинью (в монашестве — Евпраксия)[3]. Перед кончиной Олег принял схиму с именем Иоаким[4] (по другим источникам — Иона[5]). Покровская церковь в 1768 или в 1770 году[6], вместе с гробницей, обрушилась в реку Солотчу. В 1770 году мощи князя Олега и супруги были обретены и перенесены в Рождественскую церковь Солотчинского монастыря[7].

Священник Петр Внуков в своем очерке пишет, что «Олег Иванович жил в обители иноком около двенадцати лет под именем Иоакима, и скончался схимонахом под именем Ионы в 1420 году октября, 9 дня»[8]. Известие о постоянном нахождении Олега Ивановича в монастыре явно недостоверно, поскольку все эти годы князь участвовал в походах против татар и Литвы. Последний боевой поход князя совершил в 1401 году, за год до своей кончины[9]. При епископе Палладии останки Олега и Евфросинии перенесены в церковь Рождества Богородицы, «<...> где за правым клиросом подле южных дверей в углу церкви положены под спудом и почивают доныне. Над могилой устроена скудная, деревянная, окрашенная масляной краской рака; на ней шелковый полинялый покров с надписью кругом, которая говорит кто и когда здесь погребен»[10]. Рака на гробнице знаменитого князя имеет форму простого грубого сундука, которую следовало бы заменить пристойным монументом с каким-либо орнаментом[11], поскольку князь, столько потрудившийся для славы Рязанского княжества достоин этих почестей. Над гробницей висит большое полотно с изображением Олега и Евфросиньи. Подле раки в особом ящике за стеклом хранится железная кольчуга князя[12].

Подробно описывает историю перенесения мощей Олега Ивановича В.Н. Любомудров. Он называет три христианских имени Олега: «Во святом крещении Иаков, в иночестве — Иона, в схиме — Иоаким»[13]. С восточной стороны гробницы имеется следующая надпись: «Здесь положены мощи благоверного в.к. Ольга Иоанновича Рязанского, во святом крещении нареченного Иаковом, а во иноцех Ионою, и в. его супруги Кн. Евфросинии, во монахинях же нареченной Евпраксии. Они старанием своим и иждевением состроили Солотчинский монастырь в лето от создания мира (6898) от Рождества же поплоти Бога Слова, (1390), при бытности на сем месте двух игуменов Василия и Евфимия; напоследок благоверный князь постригся в монахи в сем Солотчинском монастыре, и житие препроводил лета двенадцат, а княгиня Евфросиния жительство имела в девичьем монастыре, неизвестно каком, только сказывают, что он состроила при Солотчинском селе особливый девичий монастырь, и там окончила жизнь свою»[14].

Далее приводится надпись с северной стороны гробницы: «В лето же от создания мира (6910) от Рождества же по плоти Бога Слова (1402) месяца октомврия, в 9, день преставился благоверный в.к. Олег Иоаннович Рязанский, и погребен был с супругою во храме Покрова Пресвятой Богородицы, а в (1770) году месяца майя в 3 день, как с осыпавшегося горою упала и сия Покровская церковь, то были обретены их мощи, и по указу данному из Священного Синода бывшему рязанскому епископу Палладию перенесены в сию соборную Рождества Пресвятой Богородицы церковь, июня месяца в 4 день того же года. Память благоверного князя совершается октябрия в [9 окт., день памяти св. апостола Иакова] и июня 13, день [13 июня день памяти Святителя Ионы митрополита московского[15]] и ианнуария в 2, день, вечная им память»[16].

Важно отметить, что в этой надписи даётся иная дата упокоения Олега, чем в летописных сообщениях: не 5 июня/июля, а 9 октября. Как видим, разница в датировке весьма существенная. Если исходить из монастырских записей, в которых указывается, что Олег скончался 9 октября, тогда великую схиму Олег принял за несколько дней до кончины, обретя имя Иона (день памяти ветхозаветного святого — 22 сентября)[17], а малую схиму под именем Иоаким — в первой декаде сентября (9 сентября отмечается день памяти Иоакима и Анны, родителей девы Марии)[18].

В 1822 году известный собиратель древностей К.Ф. Калайдович посетил Солотчинский монастырь и отметил, что на черепе Олега, с левой стороны, видна язвина, очевидно, от удара меча[19]. Данное свидетельство говорит о непосредственном участии рязанского князя в сражениях. В мае 1894 года из Рязани в Солотчинский монастырь для обследования гробницы Олега выехала делегация Рязанской ученой архивной комиссии в составе: генерал-лейтенанта Риттиха, археолога Черепнина, фотографа Либовича, глазного врача Талько. Череп Олега и две его ножные кости обследовал доктор Талько, сделавший вывод о том, что князь был среднего роста, волосы имел темные[20]. Он же отметил рану на черепе Олега, на которую некогда указывал Калайдович. Останки княгини Евфросиньи сфотографировать не удалось, они рассыпались на мелкие фрагменты.

Кроме этого, в гробнице хранилась кольчуга Олега, которой князь никогда не надевал в сражениях, а носил как вериги, находясь в Солотчинском монастыре.

Кольчуга Олега, или как ее называли паломники, железная рубашка, являлась одной из главнейших достопримечательностей Солотчинского монастыря, поскольку прикосновение к ней приносило почитателям великого князя исцеление от различных недугов, в частности, от женского бесплодия[21]. Кольчуга Олега была выполнена в лучших традициях тогдашнего ювелирного искусства, сплетена из мелких железных колец и красиво оторочена медью «под золото». Весит кольчуга 16 фунтов, то есть свыше шести килограммов, и хранится в Рязанском историко-архитектурном музее-заповеднике.

Источник: "Легенды России", В.Семин.

Сноски:

1. ПСРЛ. Т. 11. С. 188.
2. Там же.
3. Там же. С. 193.
4. Там же. С. 18Я.
5. Внуков П. Могила схимонаха Ионы (Великого Князя рязанского Олега Иоанновича) В Солотчинском монастыре // Странник. 1862. №9. С. 390.
6. Любомудров В.Н. Гробница великого князя Рязанского Олега Ивановича и супруги его великой княгини Евфросиньи. СПб., 1859. С. 3.
7. Внуков П. Там же. С. 390.
8. Там же.
9. ПСРЛ. Т. 11, С, 186.
10. Внуков П. Там же. С. 391.
11. Там же.
12. Там же.
13. Любомудров В.Н. Там же. С. 3.
14. Там же. С. 5.
15. День памяти митрополита Ионы отмечается не 13, а 15 июня по старому стилю.
16. Любомудров В.Н. Там же. С. 6.
17. Там же. С. 254; Указывается наряду с 22 и 21 сентября. — Полный месяцеслов Востока. Владимир, 1901. Т. III. (Репринт: М., 1997). С. 588.
18. Полный христианский месяцеслов. Киев, 1875. С. 240.
19. Письма к Алексею Федоровичу Малиновскому об археологических исследованиях в Рязанской губернии, с рисунками найденных там в 1822 году древностей. М., 1825. С. 36-37.
20. Рязанский листок. 1895. № 1.

21. Любомудров В.Н. Там же. С. 6.

кольчуга олега рязанского. xiv в. риамз. солотчинский покровский монастырь, общий вид
 

Nuralis.RU © 2006 История народа | Главная | Словари