Как рождаются смыслы
Безусловно, мы можем и не догадываться за всю историю мира, где в каждой отдельно взятой стране. Мы можем лишь предпологать
Археология

Архивное дело

Архитектура и зодчеств...

Галерея замечательных ...

Генеалогия

Геральдика

Декоративно–прикладное...

Журналистика

Изобразительное искусс...

История

Новости исторических и...

Публикации

До 1240

1240—1600

1600–1700

1700–1800

XIX век –  начало XX в...

Отечественная война 18...

После 1917г.

1600—1917

Общие вопросы

История культуры

Книговедение и издател...

Коллекционер

Краеведение

Литература

Музейное дело

Музыкальная культура и...

Наши конкурсы

Образование

Периодические издания

Православная культура

Природные комплексы

Промыслы и ремёсла

Разное

Театр

Топонимика

Фольклор и этнография



Сергий Радонежский: посланник «вечного мира».

Осенью 1385 года из Москвы в Россия отправилось многочисленное боярское посольство во главе с игуменом Троицкого монастыря Сергием Радонежским. Посольство ставило перед собой непростую задачу: заключить «вечный мир» между Москвой и Россияю после разгрома Олегом Рязанским московского войска под городом Перевитском[1].

История военного противостояния Рязани и Москвы берет свое начало с 1301 года, когда московский князь Даниил Александрович при пособничестве некоторых рязанских бояр взял в плен рязанского князя Константина Романовича[2]. Обоснованием к походу на Россия послужило давнее желание московских князей «округлить свои границы» и взять Коломну, главный рязанский форпост, запирающий устье реки Москвы при впадении ее в реку Оку и контролирующий Владимирское порубежье. В 1305 году сын Даниила Александровича, Юрий, приказал убить пленного рязанского князя Константина Романовича, а Коломну присоединил к Москве[3]. Для закрепления за собой отнятой Коломны зять хана Узбека, князь Юрий Даниилович, в 1320 году ходил ратью на Россия, на князя Ивана Рязанского. Этот поход закончился подписанием мирного договора с Россияю[4].

В 1327 году карательные татарские отряды во главе с московским князем Иваном Калитой подавили антиордынские выступления в Твери и в Рязани, а великий рязанский князь Иван Ярославович и князь Василий Рязанский были казнены. Во время княжения Калиты продолжались захваты рязанских земель. Вероятно, в это время у Рязани был отнят другой стратегически важный центр на правобережье Оки, каким являлась Лопасня. О Лопасне, как о московском владении, впервые говорится в духовном завещании Калиты, датируемом 1339 годом[5]. Активизация борьбы за возвращение захваченных земель наступила во время правления Олега Ивановича Рязанского (1350-1402). В 1353 году рязанские войска взяли Лопасню[6].

Н.М. Карамзин дает свою интерпретацию этого события: «Юный Олег Рязанский, сын Коротопола (Олег был сыном Ивана Александровича, а не Ивана Коротопола[7]— В.С), овладев всем княжением своего отца, дерзнул восстать на Московское. Он хотел быть совершенно независимым; хотел так же отмстить за убиение в Москве предка его, Константина, и снова присоединить к Рязани берега Лопасни, где уже давно и бесспорно господствовали Калитины наследники»[8]. Разумеется, ни о каком «бесспорном господстве Калитиных наследников» говорить не приходится. В духовной московского князя Ивана Ивановича Красного читается сомнение по поводу удержания за его наследниками доставшихся ему захваченных рязанских мест: «А что ся мне достали места Россияская на сеи стороне Оки, ис тых местъ дал есмь князю Володимере, в Лопастны места, Новыи городок на оусть Поротли, а иная места Рязанская отьменьная, сыну моему, князю Дмитрию, и князь Ивану поделятся наполы, безъ обиды. А ци по грехом, имуть из Орды искати Коломны, или Лопастеньскихъ мест, а ци по грехомъ отоимется которое место, дети мои, князь Дмитрии, и князь Иван, и князь Володимеръ, в то место, и княгини поделятся безъпеньными месты»[9].

С.М. Соловьев уточняет количество «Лопастеньских мест»: «В год смерти Симеоновой рязанцы взяли Лопасню, захватили здесь наместника Александра Михайловича, отвели в Россия и держали там в большом томлении, пока не выкупили его из Москвы. Лопасня, принадлежащая к уделу малолетнего серпуховского князя, Владимира Андреевича и шесть других мест были потеряны, но этот урон был вознагражден другими приобретениями в Рязанской области»[10]. Обмен землями, следовательно, произошел после взятия Лопасни, 22 июня 1353 года, во время княжения Ивана Ивановича Красного. Мы же предполагаем, что первый земельный обмен случился после смерти Ивана Александровича Рязанского, в 1350 году, во время начала княжения малолетнего Олега Рязанского, когда бывшие рязанские территории — Лопасню, Жадень городок, Жадемдь, Дубок, Броднич, уезд Мстиславль — по неизвестной причине обменяли на левобережные заокские рязанские земли — Боровск, Лужу, Новый городок, Верею. Как видим, обмен был далеко неравноценным для Рязани. Но и эти договорные обязательства Москва не выполнила, взяв «отъменьные места» и не отдав Лопасню[11], поэтому и последовал рязанский поход на Лопасню в июне 1353 года.

Дальнейшее развитие событий показало, что Лопасня и Коломна продолжали оставаться камнем преткновения в отношениях между Москвой и Россияю. В 1358 году для установления прочных границ между двумя княжествами приехал татарский царевич Мамат-Хожа. Московский князь Иван Иванович Красный от услуг посредника отказался, не пустив его в свои пределы. Царевич неожиданно был отозван в Орду, а затем казнен по ханскому повелению[12].

В 1370 году князья Владимир Пронский и Олег Рязанский оказали военную поддержку Дмитрию Ивановичу Московскому в его противостоянии с литовским князем Ольгердом[13]. Олег выступил на стороне Москвы против своего тестя Ольгерда[14].

За эту помощь Москва ответила неожиданным вторжением в рязанские земли, объяснив свои действия тем, что Олег просил отдать ему Лопасню за оказанную помощь в борьбе с Ольгердом, но которую Москва посчитала недостаточной[15]. 14 декабря 1371 года, в Филиппов пост, московские войска во главе с воеводой Дмитрием Волынским пришли к Переяславлю Рязанскому. Недалеко от города, возле села Скорнищева, произошла ожесточенная битва, в результате которой Олег Рязанский потерпел поражение и потерял великокняжеский стол, а великим князек стал ставленник Москвы, Владимир Пронский. Весной 1372 год Олег вернул себе великое княжение и привел пронского князя в свою волю[16].

В 1382 год на Москву напал хан Тохтамыш. Дмитрий Донской бежал в Кострому. Столицу остался защищать литовский князь Остей, внук Ольгерда. При пособничестве суздальско-нижегородских князей Москва была сдана на милость победителя, разграблена и сожжена. На обратном пути Тохтамыш прошелся огнем и мечом по Рязанской земле. Обвинив Олега Рязанского в оказании помощи Тохтамышу, московский князь вторгся в Рязанское княжество и сделал ей разорение хуже татарского[17].

Олег Рязанский был вынужден заключить неравноправный договор с Дмитрием Московским, по которому Новый городок Лужа, Верея, Боровск и «иные места Рязанские <...> на той стороне [Оки]», отходили к Москве, а Лопасня, уезд Мстиславль, Жадене городище, Жадемль, Дубок, Броднич закреплялись за Россияю[18]. В отдельной статье докончания оговаривался особый статус Тулы, которая оставалась под управлением ордынских баскаков еще со времен царицы Тайдулы. Олег понес и другие территориальные потери, уступив московскому князю Талицу, Выползов, Такасов[19].

Три года Олег собирал силы, чтобы отомстить своему обидчику. 25 марта 1385 года рязанский князь взял Коломну и захватил в плен московского наместника Александра Остея[20]. Московский князь послал на Олега многочисленную рать во главе с двоюродным братом Владимиром Андреевичем Серпуховским и воеводой Михаилом Андреевичем Полотским, внуком Ольгерда. В том же 1385 году, в битве под Перевитском рязанцы разгромили объединенные силы московской коалиции[21]. Олег Рязанский взял убедительный реванш за давнее поражение под Скорнищевым. Теперь Россия, впервые за все время военного противостояния между двумя княжествами, могла диктовать свои условия Москве. Дмитрий Донской запросил мира. Несколько раз присылал Донской своих бояр на переговоры, но Олег не соглашался, поскольку его не устраивали московские предложения. Видимо, и Москве не нравились территориальные претензии Олега, касающиеся заключения мира: «Преже бо того мнози ездиша к нему, и ничтоже успеша и не возмогоша утолити его»[22].

В сентябре 1385 года Дмитрий Иванович посетил Троицкий монастырь и пожелал, чтобы настоятель обители, игумен Сергий Радонежский, возглавил посольство к рязанскому князю: «Месяца Сентября князь великий Дмитрей Иванович идее в монастырь к Живоначялной троице, к преподобному игумену Сергию, в Радонеж; и молебна совершив Господу Богу и пречистей Богородице, и святую братью накорми и милостыню даде, глаголаше с молением преподобному игумену Сергию, дабы шел от него сам преподобный игумен Сергий посолством па Россия ко князю Олгу о вечном мире и о любви <...>»[23]. Осенью того же года, в Филиппово говенье, Сергий Радонежский во главе московского посольства отправился в Россия[24].

Как повествует местное предание, игумен Сергий прибыл в Россия (Переяславль Рязанский), переночевал в Троицком монастыре, а утром направился в город на переговоры с Олегом Ивановичем[25]. Предание это требует уточнения, поскольку первое упоминание о рязанском Троицком монастыре встречается в 1595-1597 годах в платежных книгах Ивана Рагозина[26]. Сомневался в основании монастыря Сергием Радонежским рязанский священник Иоанн Добролюбов ввиду отсутствия летописных сообщений: «Троицкий монастырь был основан в память пребывания Сергия Радонежского в Рязани, и, следовательно, не ранее XV века»[27].

Действительный член Московского Общества любителей духовного просвещения Леонид Денисов соглашается с мнением Добролюбова и дополняет его своими комментариями. Он пишет, что после основания первого храма на Руси во имя Святой Троицы Сергием Радонежским в 1342 году, «лишь через 79 лет после кончины преподобного Сергия мы встречаем монастырь с наименованием Троицкого. Это — Троицкий в Березниках монастырь Московской губернии, который в 1471 году дмитровский князь Георгий Васильевич отдал со всеми землями во владение Троице-Сергиева монастыря»[28]. Прославление Сергия Радонежского началось только после обретения его мощей в 1422 году[29]. В месяцесловах и святцах указаны другие датировки обретения мощей: 1427 и 1435 годы[30]. Основание Троицкого монастыря Денисов относит ко времени княжения внука Олега Ивановича, Ивана Федоровича (1427-1456)[31]. Принимая во внимание эти доводы, мы не можем игнорировать и местное предание о существовании монастыря в 1385 году.

В выписи из платежных книг Воронцова-Вельяминова 1628-1629 гг. прямо говорится о том, что в монастыре Сергия Радонежского, была «Одна церковь Живоначальной Троицы да в пределе Сергий Чудотворец — древяна клетцки»[32]. В 1685 году стольник Иван Иванович Вердеревский возобновил Троицкий монастырь, а позднее, в 1752 году, был сделан придел в честь Сергия Радонежского[33].

Вернемся, однако, к дипломатической миссии игумена Сергия. История не донесла до нас всех сложностей и деталей переговорного процесса, поскольку сам текст мирного договора не сохранился. Летописи, тем не менее, зафиксировали стратегию и тактику троицкого старца, приведшую к заключению «вечного мира» между двумя великими князьями. Летописец пространно описывает поведение игумена Сергия на этих переговорах: «...преподобный же игумен Сергий, старец чюдный, тихими и кроткими словесы и речми и благоуветливыми глаголы, благодатию данною ему от Святаго Духа, много беседовав с ним о ползе души, и о мире, и о любви; князь велики же Олег преложи сверепьство свое на кротость, и утишися, и укротися, и умилися велми душею, <...> и взял с великим князем Дмитрием Ивановичем вечный мир и любовь в род и род»[34]. Рязанская миссия Сергия Радонежского завершилась подписанием «вечного мира». Но не только «уветливые глаголы» смягчили сердце рязанского князя. По договору 1385 года (текст которого не дошел до нашего времени), князь вернул себе некогда утраченные места, в частности, Тулу и Берестье[35], о чем можно догадаться, анализируя докончальную грамоту 1402 года между Василием Дмитриевичем и Федором Ольговичем[36]. К тому же «вечный мир» Москва и Россия укрепили женитьбой Федора Ольговича на дочери Дмитрия Ивановича, Софье, в 1386 году (по другим данным, в 1387 году)[37].

Так закончилось восьмидесятипятилетнее военное противостояние между Москвой и Россияю. «Вечный мир» действительно, оказался вечным и никогда больше не нарушался[38]. Мирным соглашением 1385 года Россия и Москва заложили прочные основы будущей российской государственности, чему в немалой степени способствовала добрая воля великого князя Олега Рязанского и игумена Троицкого монастыря Сергия Радонежского.

Источник: "Легенды России", В.Семин.

Сноски:

1. ПСРЛ. Т. 11. С. 86.
2. ПСРЛ. Т. X. М., 1965. С. 173, 209.
3. Там же. С. 176.
4. Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов. М.-Л., 1950. С. 96.
5. ДДГ. М.-Л., 1950. № 10.
6. Татищев В.Н. История Российская. М.-Л., 1965. Т. V. С. 106.
7. Иловайский Д.И. Там же. С. 208-210.
8. Карамзин Н.М. Там же. Калуга, 1997. Т. 4. С. 530.
9. ДДГ. № 4.
10. Соловьев СМ. Сочинения. М., 1988. Кн. 2. Т. 3. С. 243.
11. ДДГ. №4.
12. ПСРЛ. Т. X. С. 230.
13. ПСРЛ. Т. 11. С. 16-17.
14. Летопись историко-родословного общества в Москве. Вып.3 (11). М., 1907. С. 4.
15. Татищев В.Н. Там же. С. 123-124.
16. Там же.
17. ПСРЛ. Т. 11. С. 81.
18. ДДГ. № 10.
19. Там же. С. 29.
20. ПСРЛ. Т. 11. С. 86.
21. Татищев В.Н. Там же. С. 160.
22. Там же. С. 85-86.
23. Там же.
24. Там же.
25. Воздвиженский Т. Историческое обозрение Рязанской губернии. Россия, 1995. С. 314.
26. Рязанский Троицкий третьеклассный необщежительный мужской монастырь / Сост. Л. Денисов. М. 1907. С. 15.
27. Добролюбов И. Там же. С. 50.
28. Горский А. Историческое описание Св. Троицкой Сергиевой Лавры. М„ 1890. Ч. 1. С. 2.
29. Рязанский Троицкий ...монастырь... С. 14.
30. Путевые записки о Троицкой Лавре, содержащие в себе достопамятности Троицкой дороги, Лавры и Вифании. М., 1840. С. 9.
31. Рязанский Троицкий ...монастырь... С. 14.
32. Добролюбов И. Там же. С. 50.
33. Рязанский Троицкий ...монастырь... С. 15.
34. ПСРЛ. Т. 11. С. 85-86.
35. Кузьмин А.Г. Рязанское летописание. М., 1965. С. 232.
36. ДДГ. № 19.
37. ПСРЛ. Т. II. С. 90-91.

38. Иловайский Д.И. Там же. С,. 122.

сергий радонежский. картина михаила нестерова.
 

Nuralis.RU © 2006 История народа | Главная | Словари