Как рождаются смыслы
Безусловно, мы можем и не догадываться за всю историю мира, где в каждой отдельно взятой стране. Мы можем лишь предпологать
Археология

Архивное дело

Архитектура и зодчеств...

Галерея замечательных ...

Генеалогия

Геральдика

Декоративно–прикладное...

Журналистика

Изобразительное искусс...

История

История культуры

Книговедение и издател...

Коллекционер

Краеведение

Возвращенные имена

Краеведы и исследовате...

Материалы к энциклопед...

Организации и творческ...

Памятные места

История населённых мес...

Словарь - А.

Словарь - Б.

Словарь - В.

Словарь - Г.

Словарь - Д.

Словарь - Е.

Словарь - Ж.

Словарь - З.

Словарь - И.

Словарь - К.

Словарь - Л.

Словарь - М.

Словарь - Н.

Словарь - О.

Словарь - П.

Разное

Словарь - Р.

Словарь - С.

Словарь - Т.

Словарь - Ф.

Словарь - Х.

Словарь - Щ.

Словарь - Я.

Разное

Усадьбы

Публикации

Литература

Музейное дело

Музыкальная культура и...

Наши конкурсы

Образование

Периодические издания

Православная культура

Природные комплексы

Промыслы и ремёсла

Разное

Театр

Топонимика

Фольклор и этнография



Корни нации

Силу дереву дают мощные, крепкие корни. Если сравнить нацию с деревом, то что является ее корнями? Конечно, то наследие, которое оставили предки. А оно сохраняется не только в традициях, но передается и через памятники культуры. Чем богаче и талантливее культура, тем сильнее нация. Казалось бы, бесспорный тезис. Но… Русская культура – одна из богатейших в мире, однако по многим показателям русская нация находится сегодня на стадии выживания, а уж никак не силы! Где же логика? Все очень просто и одновременно очень страшно. Когда дерево надламывается и отрывается от корней, оно засыхает и гибнет. Когда поколение людей, составляющих нацию сегодня, забывает свое прошлое, следуя стилю жизни известной Стрекозы из басни И. А. Крылова, в государстве происходит тот же процесс, что и в природе (оно тоже гибнет).

Сегодня определенная часть молодых людей – абитуриентов вузов – не знает исторических событий Великой Отечественной войны и, самое печальное, не желает знать, оправдываясь тем, что живет в другое время. На глазах происходит потеря самоидентификации нации. В течение последних десятилетий этот процесс чумой распространяется по России. Его причины заслуживают отдельного разговора. Здесь хотелось бы показать на конкретном примере, КАК это происходит.

Любой старинный провинциальный городок нашей Родины интересен для его гостей своей самобытностью, тем теплым сердечным духом, который сохранился в русских дореволюционных домиках на центральной улице, и с особой неповторимостью – в златоглавых храмах. Приезжаешь в Касимов, Спасск, Михайлов, Скопин, Клепики и другие центры нашей области и сердцем чувствуешь – ты дома. Потом внимательнее осматриваешься кругом, проходишь по улицам и – сталкиваешься с суровой действительностью: фасады зданий, хранящих «преданья старины глубокой» и этот невыразимый современным языком русский дух, по большей части, стыдливо прячутся за яркими безвкусными, а нередко и безнравственными рекламными щитами. Некоторые же исторические места, к примеру, памятники архитектуры, на-водят на мысль, что в прошлом году здесь закончились боевые действия. Грустно и больно… Безусловно, местные администрации радеют о благоустройстве городов, особенно к юбилейным датам. Но правильно ли с точки зрения исторической памяти определяются приоритеты?

Древний город Михайлов замечателен и уникален историей своего названия. Город, пронесший через десятилетия богоборчества имя своего небесного покровителя – Архангела Михаила, сегодня разрушает свой дух, основы своего существования, не стремясь восстановить историческую память и справедливость. А ведь именно при закладке фундамента церкви в 1551 году была обретена икона Архистратига Михаила, после чего город и был назван Михайловом. На этом месте впоследствии вырос удивительный собор в честь Архангела Михаила, а вокруг него и сам город. Великолепный собор с высокой пятиярусной колокольней, возвышаясь над городом, на протяжении десятилетий был символом Михайлова, дав название и месту, где он располагался, – Соборная гора.

В 1933 году, по ходатайству Президиума Михайловского горсовета решением Московского облисполкома, городской собор был ликвидирован и переоборудован под «Дом соцкультуры». Обжалование Постановления общиной верующих силы не возымело: власти сочли духовный символ Михайлова площадью 750 кв. м единственно пригодным местом для клуба новой культуры. В 1936 году уникальный памятник был уничтожен.

Дерево, оторвавшееся от корней, гибнет…

Впоследствии на святом месте располагались школа, магазин, а в бурные перестроечные годы – дискоклуб. А ведь у Престола освященного храма до конца времен невидимо предстоит Ангел, даже если нет стен храма.

Только иноземные и иноверные завоеватели могут так глумиться над святынями страны противника, как мы над своими… Кто же мы в своей стране?.. На месте алтарей – разврат и сквернословие, наркотики и пьянство… Что же мы удивляемся растущему цинизму наших детей? Они не знают своих святынь. И поэтому, порой не задумываясь, предают их страшному поруганию, не замечая, что разоряют и уничтожают собственные души и свое будущее, в котором нравственному началу уже не оставлено места. Не должны нас тогда шокировать такие явления, как убийство человека из-за нехватки денег на пиво. Ведь у значительной части современной молодежи нет понятия «нельзя», потому что нет понятия греха, совести…

Поколение, живущее под лозунгом «я хочу», виновато в этом лишь отчасти. Во многом здесь вина тех сознательных взрослых людей, которые, ругая современную молодежь за распущенность, каждый день равнодушно проходят мимо Соборной горы, где царит «мерзость запустения». Тех политиков, которые под вывеской мероприятий, приуроченных к Году молодежи и прочим датам, строят грандиозные спорткомплексы, по-видимому, не зная продолжения известной латинской пословицы: «В здоровом теле – здоровый дух, но редко так бывает». Тех общественных деятелей, которые, пытаясь возрождать историю и традиции, устанавливают памятный крест возле Михайловского собора так, что обнаружить его можно только с помощью провожатых. Сказано: «Никто, зажегши свечу, не ставит ее в сокровенном месте…, но на подсвечнике, чтобы входящие видели свет» (Лк. 11, 33).

А ведь все не так сложно, как кажется. И молодежь у нас неплохая, ищущая. Просто надо начинать с ней работать. И начинать с малого – ведь можно поставить памятный знак на месте собора с описанием его истории. И проходя мимо, люди вспомнят о том, что они не бабочки-однодневки, что у них есть великое Прошлое, из неисчерпаемого кладезя которого можно доставать бесценный бисер – духовное богатство души человека… Пока еще мы не превратились в засохшее упавшее дерево, которое чей-то грубый сапог западной или восточной обувной фирмы не отшвырнет с богатейшей территории некогда Великой России, нужно возрождать наше национальное достояние.

Город Михайлов, носящий имя Архистратига Божия, имеет Архангела Михаила своим покровителем. Имеет ли? Или это лишь внешнее выражение – крылышки на гербе города? Несомненно, будет иметь, если его жители за-свидетельствуют, по крайней мере, свое искреннее стремление оказать должное почтение Вождю Небесных Сил. Желают михайловцы любоваться купающимися в благодатных солнечных лучах куполами вновь выстроенного собора? Задумываются ли они о том, что духовный центр города – Соборная гора, источающая великую мощь как исторически значимое место,– находится в полном презрении? Позволят ли они, чтобы и дальше жалкое здание с выбитыми стеклами на месте красавца-собора неумолимо свидетельствовало о шатких духовных приоритетах, если таковые вообще существуют?

Являемся ли мы, нынешнее поколение, достойными преемниками богатого исторического и духовного наследия? Недаром сказано, что будущие события жизни имеют свои истоки в прошлом. Чтобы нам не посеять в землю гнилое зерно, из которого потом вырастет неполноценный колос, обреченный на неизбежную гибель, не следует равнодушным молчанием выражать свое безразличие к прошлому. Душевная теплохладность – это засыхающие корни, залог скорого самоуничтожения всего дерева. Какова же тогда участь наших потомков? Ответ прост: «Как аукнется, так и откликнется».

Марина Государева,
кандидат исторических наук,
г. Россия

 
Nuralis.RU © 2006 История народа | Главная | Словари