Как рождаются смыслы
Безусловно, мы можем и не догадываться за всю историю мира, где в каждой отдельно взятой стране. Мы можем лишь предпологать
Археология

Архивное дело

Архитектура и зодчеств...

Новости архитектуры и ...

Публикации

События в стране и мир...

Галерея замечательных ...

Генеалогия

Геральдика

Декоративно–прикладное...

Журналистика

Изобразительное искусс...

История

История культуры

Книговедение и издател...

Коллекционер

Краеведение

Литература

Музейное дело

Музыкальная культура и...

Наши конкурсы

Образование

Периодические издания

Православная культура

Природные комплексы

Промыслы и ремёсла

Разное

Театр

Топонимика

Фольклор и этнография



Исаакиевский собор под Россияю

О том, что некогда в селе Дядьково Рязанского района красовался стройный и во многом оригинальный каменный храм, редакция газеты «Дом.Строй» несколько лет назад узнала от местных жителей.

церковь села дядьково
Церковь села Дядьково

Одни сравнивали его размеры с существующей ныне в областном центре монументальной Николо-Ямской церковью, другие отмечали особую архитектурную ценность грандиозного православного сооружения, правда, не поясняя, в чем, собственно, она заключалась. Вместе с краеведом Игорем Канаевым мы как-то даже отправились в Дядьково, но наша попытка найти у старожилов случайно сохранившиеся в семейных архивах фотографии исчезнувшего с лица земли памятника тогда результатов не дала.

И вот, работая в Государственном архиве Рязанской области (ГАРО) с личным фондом историка и краеведа Сергея Чугунова, нам удалось найти подробное описание церкви села Дядьково. Здесь же, в документах, составленных этим уважаемым человеком, мы впервые и столкнулись с вынесенным в заголовок достаточно громким сравнением: «Каменный храм по архитектуре – тот же Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге, только в миниатюре, во многом он схож и по судьбе с творением Огюста Монферрана. Около 48 лет стояла церковь не оконченной и не освященной». В этом же архивном файле упоминалось о сохранившихся изображениях оригинальной постройки, но вот сами фотографии отсутствовали.

Честно говоря, мы уже и не рассчитывали отыскать изображение строения, вызвавшего на рубеже столетий резонанс общественности, но судьба распорядилась иначе. Летом этого года сотрудники ГАРО с нескрываемой радостью продемонстрировали нам черно-белые фотографии из личного архива Кирилла Федорова (в настоящее время проживающего в Москве), существование которых стало и для них приятным сюрпризом.

Судьба уникального храма в Дядькове была тяжелой и трагичной. В 1840 году его построил бывший помещик села полковник Николай Сергеевич Дубовицкий. Однако, не завершив внутреннюю и внешнюю отделку, скончался, а перед смертью завещал окончить начатое дело своему сыну Ивану Николаевичу Дубовицкому, на что и оставил ему 30 тысяч рублей.

Наследник же вместо того, чтобы напрямую взяться за устроение иконостаса, престола и жертвенника, начал украшать церковь изнутри и снаружи по своему усмотрению. Он накупил в Италии самых дорогих священных картин, которые расставил внутри храма, а снаружи – при стенах храма – установил гипсовые (в рост человека) фигуры ангелов и евангелистов.

Казалось, теперь храм засияет ни с чем не сравнимым драгоценным камнем в православном ожерелье Рязанской губернии, но кончина Ивана Николаевича на многие годы перечеркнула все старания рода Дубовицких.

Дети и наследники Ивана Дубовицкого то ли из-за отсутствия средств, то ли принципиально не желая доводить до логического завершения дело, начатое дедом и продолженное отцом, оставили храм без всякого внимания.

Десятилетиями не оконченная и не освященная церковь стояла на высоком холме, терзаемая непогодой и жадными до наживы людьми. За этот период бесследно исчезли дорогие картины (стоимость иных составляла до 5 000 царских рублей), наружные украшения от влияния стихии разрушились, а сам храм пришел в ветхое состояние: железная кровля проржавела, стропила, оконные рамы и двери сгнили; сквозь своды просачивалась дождевая вода, штукатурка во многих местах отпала.

Лишь в 1881 году новый здешний землевладелец Аркадий Тимофеевич Немчинов с позволения епархиального начальства приступил к достройке этой церкви. Работы затянулись еще на несколько лет.

Торжественное освящение храма состоялось 29 июня 1889 года. К сожалению, радость сельчан была недолгой: после 1917 года богослужения в церкви прекратились, а потом она и вовсе была разобрана до основания.

Подготовил Евгений БАРАНЦЕВ

Газета "Дом.Строй"

 

Nuralis.RU © 2006 История народа | Главная | Словари