Как рождаются смыслы
Безусловно, мы можем и не догадываться за всю историю мира, где в каждой отдельно взятой стране. Мы можем лишь предпологать
Археология

Архивное дело

Архитектура и зодчеств...

Новости архитектуры и ...

Публикации

События в стране и мир...

Галерея замечательных ...

Генеалогия

Геральдика

Декоративно–прикладное...

Журналистика

Изобразительное искусс...

История

История культуры

Книговедение и издател...

Коллекционер

Краеведение

Литература

Музейное дело

Музыкальная культура и...

Наши конкурсы

Образование

Периодические издания

Православная культура

Природные комплексы

Промыслы и ремёсла

Разное

Театр

Топонимика

Фольклор и этнография



Тайная пещера Иоанно-Богословского монастыря

Интересную загадку поставило перед исторической наукой существование рукотворной пещеры Иоанно-Богословского монастыря. Когда возникла монастырская пещера, и с какой целью она была создана — неизвестно. Некоторые исследователи связывают появление подземелья со временем распространения христианства и сопротивлением этому проникновению вятичей, которые вырыли пещеру для своего укрытия и для того, чтобы прятать в ней языческих идолов. Другие относят строительство ко времени татаро-монгольского нашествия 1237 года[1]. Не исключено, что «языческую» пещеру освоили христиане в то беспокойное время.

Пещера, как подземное убежище, была тщательно замаскирована в густой дубовой роще и имела выход, к водному источнику. На другом берегу реки Оки пещера должна была войти в подземный ход Солотчинского монастыря. Грандиозное сооружение не было доведено древними строителями до своего первоначального замысла.

В XVII веке монастырская пещера стала использоваться для заточения «раскольников-старообрядцев»[2]. В 70-х годах XVII века из Москвы в Россия переправлялись для заточения в глухом монастырском подземелье противники Патриарха Никона[3]. Наряду с калужским Боровским монастырем, Иоанно-Богословский монастырь стал местом ссылки опальных последователей старой веры. Близость к столице и скрытная доставка обеспечивали надежную их изоляцию. В 80-х годах XVII столетия в земляной тюрьме Богословского монастыря содержались сторонники протопопа Аввакума, среди которых был ссыльный чернец Сергий, соратник суздальского священника Никиты Добрынина (более известного под прозвищем «Пустосвят»)[4].

В первом десятилетии XX века один из многочисленных паломников, рязанский гимназист, делился своими впечатлениями о монастыре и об одной из его главных достопримечательностей — древней пещере: «в долинке между двумя последними холмами находится пещера затворника, основавшего монастырь и ушедшего, по свидетельству братии, на Афон. Эта пещера громадна: она выкопана под дубовою рощей, так что в потолке свешиваются корни. Посредине пещеры земляной престол с крестами, вырезанными из земли. Против престола находится сделанное из земли, но плохо сохранившееся Изображение Божьей Матери с Младенцем на руках»[5].

В 1930 году пещеру обнаружили местные жители, но никаких ценностей, кроме сделанных из земли столиков и скамеек, в подземелье не нашли[6]. Затем рукотворное чудо приспособили для своих нужд лисицы, пока их не спугнули местные жители. В 1962 году пещеру обследовал московский архитектор В. Плужников, который составил план на обследованном им шестидесятиметровом участке, высказав предположение о том, что изначально протяженность пещеры составляла не менее пятисот метров. Монастырская пещера состояла из трех прямоугольных помещений (келий/камер) площадью 1x2 метра[7]. В 70-х годах рязанский архитектор и краевед Н. Смирнов произвел недостающие замеры и сделал натурную зарисовку местности.

В настоящее время, несмотря на то, что над входом в пещеру устроена деревянная крепь, а сама пещера закрыта для посетителей, без консервационно-реставрационных работ она может разрушиться в любой момент от протечки грунтовых и поверхностных вод. Необходимо ее сохранить, как уникальное коммуникационно-инженерное и культовое сооружение давних времен.

Источник: "Легенды России", В.Семин.

Сноски:

  1. Семина М.В. Рязанские земляные пещеры // Рязанский историк. 2007. № 6. С. 72.
  2. Там же. С. 73.
  3. Там же.
  4. Там же. С. 74.
  5. Фролов-Багреев. Иоанно-Богословский монастырь // Утро. 1906. С. 19.
  6. Семина М.В. Там же. С.75.
  7. Там же.
общий вид свято-иоанно-богословского монастыря вход в пещеры свято-иоанно-богословского монастыря пещера иоанно-богословского монастыря. источник: http://www.stiks-speleo.ru/index.php?page=9
 

Nuralis.RU © 2006 История народа | Главная | Словари