Как рождаются смыслы
Безусловно, мы можем и не догадываться за всю историю мира, где в каждой отдельно взятой стране. Мы можем лишь предпологать
Археология

Архивное дело

Архитектура и зодчеств...

Галерея замечательных ...

Генеалогия

Геральдика

Декоративно–прикладное...

Журналистика

Изобразительное искусс...

История

История культуры

Книговедение и издател...

Коллекционер

Краеведение

Возвращенные имена

Краеведы и исследовате...

Материалы к энциклопед...

Организации и творческ...

Памятные места

История населённых мес...

Словарь - А.

Словарь - Б.

Словарь - В.

Словарь - Г.

Словарь - Д.

Словарь - Е.

Словарь - Ж.

Словарь - З.

Словарь - И.

Словарь - К.

Словарь - Л.

Словарь - М.

Словарь - Н.

Словарь - О.

Словарь - П.

Разное

Словарь - Р.

Словарь - С.

Словарь - Т.

Словарь - Ф.

Словарь - Х.

Словарь - Щ.

Словарь - Я.

Разное

Усадьбы

Публикации

Литература

Музейное дело

Музыкальная культура и...

Наши конкурсы

Образование

Периодические издания

Православная культура

Природные комплексы

Промыслы и ремёсла

Разное

Театр

Топонимика

Фольклор и этнография



Толпино: прошлое и настоящее

На карте Рязанской области можно найти много мест с богатой историей, и жители даже самого маленького села с охотой расскажут вам, как жили их предки. Но есть места особенные, на которых происходили исторические события, или места, связанные с судьбами великих людей.

Одно из таких мест — Толпинское городище. Оно расположено на реке Проне, между сёлами Незнаново и Семион. Древнерусский город Толпино не попал на страницы летописей. Первое упоминание о нём мы находим в княжеской грамоте 1303 г. В ней указывается «толпинская дорога», представитель княжеской власти — «толпинский волостель».

Единственные археологические раскопки на этом месте проводились в 1990 году. Работы велись не на самом городище, а за его валами. Эта территория в научной литературе значится как «селище IV». Здесь в ХII-ХIII вв. жили люди. Во время раскопок были обнаружены остатки деревянных домов. Просматривается даже уличная планировка. В большом количестве найдена древнерусская керамика, обломки стеклянных браслетов и предметы быта.

Центром, объединяющим все поселения (всего их 5), был город-крепость Толпино с церковью Параскевы Пятницы. По всей округе кипела жизнь: торговали, плавили руду, ковали оружие, работали ювелиры, горшечники. Экспонаты Кораблинского краеведческого музея красноречиво говорят об этом. И вдруг жизнь прерывается. 1237 год — хан Батый пошёл войной на Русь. Пала Старая Россия. Но прежде на пути движения захватчиков мужественно встали и героически погибли жители городов-крепостей, среди которых было и Толпино. Вероятно, в это же время был разрушен монастырь преподобного Симеона Столпника. В народе и в наше время одно из мест на берегу реки Прони так и называется — Лавра.

Жизнь после разорения продолжалась, хотя и не в таких масштабах. С уверенностью можно говорить о новом расцвете Толпина во время правления великого рязанского князя Олега Ивановича (1350-1402 гг.). Крепостные стены на валах ощетинились дубовым частоколом. Заново была отстроена Пятницкая церковь. Для её возведения использовали белые тёсаные известняковые камни.

По мере укрепления Русского государства его границы всё дальше отодвигались на юг. Толпино потеряло своё военно-стратегическое значение, но в течение последующих веков оно по-прежнему являлось административным, торговым и религиозным центром.

Маловероятно, что там селились крестьяне и стояли их избы. Известно, что в 1850 г. в Толпине были дома только священнослужителей. Можно говорить и о том, что вокруг церкви размещалось древнее кладбище, существовавшее долгие годы.

В XVII веке, в период Смутного времени, Толпино вновь заявило о себе как о крепости. В Кораблинском краеведческом музее хранится найденное там ядро от пушки. Подробностей мы опять не знаем, но знаем точно, что в этот период Пятницкая церковь была разрушена. Восстановили её спустя несколько десятилетий Ляпуновы, предок которых — Прокопий —ходил в 1611 г. освобождать Москву.

Для Толпина XX век оказался трагическим. В 1935 г. взорвали церковь, кирпичи от которой пошли на строительство свинарника. В развалинах скотного двора № 1 в селе Семион и сейчас мы можем увидеть те самые белые известняковые камни, из которых некогда были возведены стены Пятницкой церкви. В 60-х годах разровняли трактором кладбище.

Единственное, что связывало людей с этим местом, был родник. Он располагался в стороне от городища, за оборонительными валами. Когда появился источник, сказать трудно, но люди туда ходили давно. Много сил и труда было положено, чтобы обложить его камнем и соорудить купальню. Приезжие дачники, особенно в летний период, набирают помногу воды домой. Местные жители родниковую воду используют для консервирования. Говорят, хорошие огурцы получаются. А купание в самом источнике снимает всякую физическую и душевную усталость. Толпино вновь стало оживать. Надо бы только радоваться.

Однако появляются люди, действия которых просто не укладываются в голове. В августе 2008 г. около родника кем-то был спилен крест. Вновь сколоченный, он стоит и сейчас. Несколько раз грязью замазывали на источнике икону Параскевы Пятницы, отчего краски её поблекли. Родник забивали камнями, срывали кружку для пожертвований. Тем же летом был сломан крест, поставленный на въезде в с. Семион. Якобы тракторист, проезжая, случайно зацепил его. Когда устанавливали новый крест, деревянный обрубок решили не убирать. Он так и стоит у края дороги, напоминая нам о людском безумии.

Сергей Пасынков, краевед

Газета «Панорама города», №36 (693) 2010 г.

церковь села толпино (примерно 1920 г.). источник: http://www.semion.ucoz.ru/publ/selo_tolpino/1-1-0-15 толпино, на святом исчточнике параскевы пятницы
 

Nuralis.RU © 2006 История народа | Главная | Словари