Как рождаются смыслы
Безусловно, мы можем и не догадываться за всю историю мира, где в каждой отдельно взятой стране. Мы можем лишь предпологать
Археология

Архивное дело

Архитектура и зодчеств...

Галерея замечательных ...

Военные деятели

Словарь - А

Словарь - Б

Словарь - В.

Словарь - Г

Словарь - Д

Словарь - Е

Словарь - З.

Словарь - И.

Словарь - К

Словарь - Л

Словарь - М.

Общие вопросы

Словарь - О.

Словарь - П.

Словарь - Р.

Словарь - С

Словарь - Т

Словарь - У.

Словарь - Ф.

Словарь - Х

Словарь - Ц.

Словарь - Ш.

Географы, путешественн...

Деятели искусства

Исторические, государс...

Краеведы

Купцы, предриниматели,...

Литературные деятели

Музыкальные деятели

Наши современники

Разное

Святые, мученики, деят...

Спортивные деятели

Устроители земли рязан...

Ученые, врачи, деятели...

Генеалогия

Геральдика

Декоративно–прикладное...

Журналистика

Изобразительное искусс...

История

История культуры

Книговедение и издател...

Коллекционер

Краеведение

Литература

Музейное дело

Музыкальная культура и...

Наши конкурсы

Образование

Периодические издания

Православная культура

Природные комплексы

Промыслы и ремёсла

Разное

Театр

Топонимика

Фольклор и этнография



Евпатий Коловрат

В исторической повести «О разорении Рязани Батыем» рассказывается о рязанском воеводе Евпатии Коловрате[1]. В истории воинского искусства навсегда останется подвиг самопожертвования рязанского воеводы Евпатия Львовича Коловрата. Когда монголо-татары рано утром, 21 декабря 1237 года, после пятидневной осады, взяли штурмом обессиленную, истекающую кровью Россия, Коловрат и это время находился в Чернигове вместе с князем Ингварем Ипгворевичем[2]. Узнав от гонца о взятии родного города, Коловрат, не медля ни минуты, поскакал к столице Рязанского княжества. То, что увидел воевода, настолько потрясло его, что он решил немедленно выступить в поход и отомстить за гибель своего народа. Собрав всех, кто уцелел в густых окских лесах от нашествия, а таких набралось около 1700 воинов, Коловрат бросился в погоню за врагом[3], которого удалось нагнать и Суздальской земле. Несмотря на многотысячное преимущество противника, Евпатий Коловрат со своей отважной дружиной обрушился на татарские полки: смял их и проехал насквозь.

Месть Коловрата была страшна и неотвратима. Паника охватила татаро-монгольское войско. Никто не мог противостоять Коловрату и его немногочисленной дружине. Все новые и новые отряды бросал хан Батый на дружину Коловрата и ничего не мог с ней поделать. Тысячи трупов врагов устилали заснеженные поля Русской земли. Накал борьбы достиг такой степени, что татары от страха сделались как пьяные, и говорили, что это восстали из мертвых убитые рязанцы. И будто бы они, чудесно воскресшие, прилетели с неба. Отсюда, вероятно, и пошло выражение «летающие рязанцы»[4].

В ходе боев противнику удалось захватить в плен пять безоружных тяжелораненых дружинников. Их немедленно привели в ханскую ставку. Удивленный и пораженный мужеством русских воинов, Батый спросил пленников о том, к какому роду-племени они принадлежат и почему творят его войску такое зло. Рязанцев не смутили вопросы хана, и они отвечали ему достойно и смело: «Веры мы христианской, слуги великого князя Юрия Ингоревича Рязанского, а от полка мы Евпатия Коловрата. Посланы мы от князя Ингваря Ингворевича Рязанского тебя, сильного царя, почествовать, и с честью проводить, и честь тебе воздать. Да не дивись, царь, что не успеваем наливать чаш на великую силу — рать татарскую»[5].

Узнав о том, кто противостоит его войску, Батый послал против дружины Коловрата отборный отряд из самых опытных воинов во главе со своим шурином Хостоврулом (Товрулом). Начальник отряда сказал, что приведет русского богатыря к Батыю живым на аркане. Евпатий Коловрат принял вызов татарского богатыря и в скоротечном столкновении рассек Хостоврула одним ударом напополам до седла[6]. После этого он стал уничтожать врагов. Татары никак не могли подступиться к рязанскому герою. Когда тупилось или ломалось оружие, Евпатий забирал его у противника и продолжал свою воинскую потеху. Когда татары на санях окружили поредевшую дружину Коловрата, лишив ее маневра, они с помощью камнеметных орудий, установленных на санях, смогли насмерть поразить рязанского воеводу.

Тело Коловрата привезли к Батыю. Хан собрал своих князей и военачальников, чтобы те могли посмотреть па отважного русского воина и оценить его мужество. Дивились татары мужественному поступку Коловрата, отмечая, что никогда еще не встречали столь отважного воина. Сам Батый воскликнул над телом Коловрата: «О Коловрат Евпатий! Хорошо ты меня попотчевал с малою своею дружиною, и многих богатырей сильной орды моей побил, и много полков разбил. Если бы такой вот служил у меня, — держал бы его у самого сердца своего»[7]. Батый отдал тело Коловрата оставшимся в живых рязанским дружинникам и приказал достойно похоронить героя в родной земле. Место могилы его неизвестно, но известен его поразительный подвиг во славу Руси и Рязани, подвиг доблести и славы полководца и бесстрашного воина[8]. Имя Коловрата — это непобедимая мощь русского парода, завещанная нашими славными предшественниками.

Сноски:

  1. Воинские повести... С.110.
  2. Там же.
  3. Там же.
  4. Семин В.А. Летающие рязанцы // Рязанские ведомости. 2007. №197-198.
  5. Воинские повести... С.111.
  6. Там же.
  7. Там же.
  8. Несколько мест на Рязанщине считаются родиной Евпатия Коловрата, в частности, Урусовский городок за селом Заполье Спасского уезда.

Источник: "Легенды России", В.Семин.

памятник евпатию коловрату в рязани
 

Nuralis.RU © 2006 История народа | Главная | Словари